Сепарация - процесс отделения ребенка от родителей (или замещающих их взрослых), в результате которого человек становится способен самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, делать выборы независимо от других и нести полную ответственность за свои слова, состояния и поступки.
Сепарация - это двусторонний процесс.
С одной стороны, родитель должен быть готов "отпустить" ребенка, что может быть очень непросто, тревожно и страшно. С другой стороны, ребенок должен захотеть стать автономным, выйти из безопасного гнездышка в самостоятельный и крайне непредсказуемый полет.
Если готовность родителей "отпустить" и желание ребенка "полететь" примерно совпадают по времени возникновения, то сепарация может происходить плавно, без особых проблем, почти незаметно.
А если оказывается, что сепарация запускается мотивацией только одной стороны, то чаще всего этот процесс затягивается на несколько лет и оказывается довольно болезненным.
Как правило, ни дети, ни родители не хотят друг друга обижать, бросать или обесценивать. Тем не менее, конфликты интересов и потребностей иногда случаются, вызывая бурю негативных эмоций у всех участников.
Виды сепарации
Приобретение самостоятельности в разных сферах жизни может быть происходить в разное время.
Можно выделить 3 основных вида сепарации:
1. Физическая автономия - способность человека существовать отдельно от родительской семьи (ухаживать за собой, готовить, убираться и т.д.). Обычно физическая автономия появляется у ребенка еще в младшем подростковом возрасте, однако в зависимости от особенностей семьи, это может варьировать.
2. Финансово-экономическая автономия - способность самостоятельно обеспечивать себя достаточным количеством необходимых ресурсов (продукты, одежда, транспорт, обучение, развлечения). Это предполагает также умение человека вести бюджет, заниматься финансовым планированием и организацией своей учебно-профессиональной деятельности.
Момент приобретения этой автономии может сильно варьироваться в силу различных обстоятельств. Кто-то оказывается финансово независим уже в 14, а для кого-то это не так в течение всей жизни.
3. Эмоционально-ценностная автономия - готовность принимать решения, опираясь на понимание себя, своих потребностей и ценностей, а не исключительно на одобрение родителей. Это не значит, что человек не считается с мнением близких, он просто рассматривает его наряду с другими факторами.
Важным критерием завершения этого вида сепарации является отсутствие ярких эмоций (вины или злости), если мнение человека не сходится с мнением родителей. Это говорит о способности видеть позицию и чувства другого человека, выдерживать несовпадение и искать компромиссы, не теряя при этом опору на себя.
Для кого-то отдельные виды сепарации могут казаться незначимыми, а другие - наоборот. И это окей, если это устраивает остальных членов его семьи.
Надо ли проходить сепарацию?
В таких вопросах нет "надо" или "не надо". Все определяется лишь потребностями и мотивами членов семьи, а также естественными процессами адаптации и выживания. "Навязать" необходимость сепарации извне представляется крайне сложным, потому что для нее нужны внутренние мотивы и силы преодолевать трудности.
Если относиться к сепарации как к естественному процессу, необходимому для формирования определенных способностей и качеств человека, то межличностные конфликты в детско-родительском общении разрешатся в сторону более близких, зрелых и приятных отношений.
Кстати, книга Ю.Б.Гиппенрейтер может быть очень полезной родителям, которые хотят строить гармоничные отношения с детьми
https://ya.cc/m/3qDmBj
А о стадиях сепарации и ее основных трудностях для каждой из сторон поговорим в следующих статьях.
#сепарация #отношения #детиродители #ссоры #психология