Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVI веке появились фижмы.
Фижмы — прототип кринолина, появившийся еще в конце XVI века в Испании.
Фижмы – надеваемая под широкие дамские юбки конструкция из ивовых прутьев, китового уса(по-немецки fischbein) либо проволоки, выполнявшая функцию каркаса. Середину XVIII века, на которую приходится расцвет стиля «рококо», называют еще и «веком фижм». В России и Германии фижмами называлось то, что во Франции носило название «панье» (дословно «корзина»),...
В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими.
Фижмы меняли свою форму в зависимости от текущей моды, но вне зависимости от формы неизбежно вызывали язвительные комментарии. «Обручи в юбке / Делают задницу похожей на бочку» (Роберт Кроули, «Эпиграммы», 1550). «Постыдные зады, подобные бутылке, / И их пустые безделушки создают для дьявола изрядное седло...» (Чарльз Бансли, тогда же).
На протяжении многих лет они также увеличились в ширину. На картинах видно, что в середине 18-го века некоторые женщины носили почти двухметровые фижмы, и что такие обручи расширяли юбки с боков, оставляя переднюю и заднюю части относительно плоскими. Это обеспечивало достаточно пространства, где могли быть отображены и полностью оценены тканые узоры, сложные украшения и богатая вышивка.
Изобретение, придававшее пышность юбке, требовало определенных навыков и могло доставить немало неприятностей окружающим. Так, фижмы XVIII века при неумелом обращении взлетали, по свидетельствам современников, «почти к самым лицам проходящих мимо», а кроме того, занимали немалое пространство.
К середине 18 века женское платье всегда представляло собой впечатляющее зрелище и занимало в три раза больше места, чем мужчина. В самых крайних случаях юбки с каркасами могли вытягиваться на несколько футов с каждой стороны. К 1780-м годам их носили только на очень формальных мероприятиях и в рамках придворной моды.
В начале 1770-х годов фижмы появились в России. Это новшество пришло к нам, разумеется, из Франции, а туда оно попало, по словам французов, в 1714 году из Англии. Русские франтихи очень быстро оценили удобства каркаса. Его эластичность позволяла сжимать юбку локтями, кроме того, подол стал мягким, платье даже слегка изящно колыхалось при движении.
Они также проверяли «естественную» грацию женщины. Умение вести себя элегантно и с показной легкостью, несмотря на такое громоздкое нижнее белье, было усвоенным навыком и показателем высокого социального статуса.
Фижмы . а затем и кринолины, вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.
Поставьте пожалуйста лайк, если моя статья вам понравилась, также буду рада обсудить эту тему в комментариях, а чтобы не пропустить следующие статьи- подпишитесь.