Скандальные возлюбленные писатель Дэвид Герберт Лоуренс и Фрида фон Рихтгофен
Окончание. Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Прощай, Лоренцо!
Работая над «Леди Чаттерлей», Лоуренс страстно увлекся живописью и создал вереницу эротических картин. В 1929 году они были выставлены в одной из галерей Лондона. Выставка вызвала невероятный ажиотаж, и пока полиция не сняла со стен галереи 13 «самых пoxaбных» работ, их успели увидеть 12 000 человек.
Однако силы «жреца любви» были на исходе. В феврале 1930 года он наконец сдался и отправился в санаторий на юг Франции, но было уже слишком поздно, и 2 марта Лоуренс умер.
«Тогда мы – те, кто его любил, – похоронили его, совсем просто, положили в землю, как птицу. Его могилу мы засыпали цветами и не произнесли ни слова, кроме «Прощай, Лоренцо!» – так сказала я, когда его гроб исчез под горой мимоз», – напишет позже Фрида в своих воспоминаниях.
Оставшись одна, Фрида с каждым днем все острее сознавала, кем же он был для нее:
«Мне кажется, что я годами смотрела на слишком яркий свет, а теперь ослепла».
Фрида отправилась в Таос; оставив в Италии жену и троих детей, за ней последовал и Равальи. В нем не было ни капли величия Лоуренса, и знакомые Фриды смотрели на него с усмешкой, как на жиголо. Фрида не обращала на это внимания, жизнерадостность Равальи скрашивала ее одиночество. В 1934 году увидели свет ее мемуары «Не я, а ветер»– импрессионистская картина чувственной жизни этой пары.
В стиле хоррор
Фрида отправила Равальи во Францию, чтобы перевезти прах Лоуренса в Таос. Дальнейшие события больше напоминают легенду. Сначала Равальи на некоторое время потерял урну с прахом в Нью-Йорке, потом группа встречающих забыла ее на вокзале в Санта-Фе, потом урну нашли, но лишь для того, чтобы через какое-то время забыть в другом месте, в доме одного из знакомых... Этот знакомый, в свою очередь, нечаянно опрокинул урну на газон и рассыпал прах, поэтому наполнил ее пеплом из камина...
Равальи своими руками принялся возводить небольшую капеллу в память о Лоуренсе, но тут до Фриды дошли слухи, что Мейбл Додж Лухан вынашивает план выкрасть пепел и развеять его над пустыней – чтобы Лоренцо получил свободу, а не оказался в «безвкусном храме». Тогда Фрида нашла способ окончательно победить соперницу: она велела Равальи смешать «священный прах» с бетоном и замуровать в плиту в алтарной части капеллы. И в Таосе наконец воцарился покой.
Спустя много лет Равальи, попивая бурбон, признался, что на самом деле прах Лоуренса он развеял еще во Франции, а океан пересекал уже с пустой урной. Исключительно в целях экономии – чтобы не платить огромный налог на перевозку останков...
В ней что-то волшебное
Время от времени на ранчо Киова заглядывали друзья минувших дней и влекомые литературной сентиментальностью «паломники Лоуренса». В гостевой книге Фриды остались имена знаменитостей – Теннесси Уильямс, Марлен Дитрих, Олдос Хаксли... Знаменитая художница Джорджия O’Kиф свою первую встречу с Фридой вспоминает так:
«Кудрявая, она стояла в дверях, на ней было дешевое хлопковое красное платье, которое выглядело так, будто им только что вытерли сковороду. Она не была ни стройной, ни юной, однако было в ней что-то волшебное. Она была очень красива. Она никогда не позволяла себя победить. Мне она от души понравилась».
В 1930 году Фрида вышла замуж за Равальи, но 26 лет спустя, в свой 77-й день рождения, она умерла от удара.
А Равальи, унаследовав четверть ее имущества, в том числе и авторские права на роман «Любовник леди Чаттерлей», вернулся в Италию, где его 25 лет дожидалась жена -- он с ней так и не развелся... Когда отменили запрет на издание скандального романа, Равальи стал фантастически богат.
Фрида до конца своих дней противостояла тем, кто осмеливался судить ее отношения с Лоуренсом. В своих мемуарах она писала:
«Мы выстояли в своей борьбе до горького конца, и тогда наступил покой, настоящий покой. Мы оба искали чего-то большего, чем будничное и привычное. И для того, чтобы понять, что между нами происходило, нужно пережить все, что пережили мы, простить столько, сколько простили мы, и познать столько телесного и духовного блаженства, сколько познали мы».
«Дело Чаттерлей»
Только в 1960 году лондонское издательство Penguin Books впервые решило выпустить вариант романа «Любовник леди Чаттерлей» без цензуры – и на него тут же подали в суд за распространение paзвpaщающей литературы. «Дело Чаттерлей» превратилось в исторический процесс: 12 присяжных – девять мужчин и три женщины – должны были прочитать роман и ответить на вопрос, способна ли книга склонить читателя к paзвpaтным действиям, а также на вопрос прокурора: «Вы бы хотели, чтобы этот роман прочитала ваша жена или ваши служащие?» Обвинение было возмущено тем, что в романе детально описаны 13 пoлoвых aктов, 30 раз употребляется слово fuсk, 14 раз – сunt, 13 раз – bаlls и четыре раза – сосk. Но, вопреки ожиданиям, присяжные вынесли приговор в пользу издательства, признав, что роман открывает естественность и красоту человеческой ceксyaльности.
Завершение процесса 2 ноября 1960 года символически обозначило конец одной эры и провозгласило начало следующей. За первые шесть недель было продало 2 миллиона экземпляров романа, а за последующий год – еще 1,3 миллиона, что значительно превзошло объем продаж нового перевода Библии на английский язык. Считается, что ceксyaльная революция началась «между окончанием процесса Чаттерлей и первой пластинкой битлов». И ее девиз – all you need is love – абсолютно гармонирует с убеждениями Лоуренса.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай того же автора:
С неё скопировала свой образ Мерилин Монро. А кто теперь помнит эту Лили?
Антра Була (с) "Лилит"