- Когда необходимо обращаться к логопеду?
- "Выговорится" ли ребёнок сам или нужна помощь специалиста?
- Стоит ли паниковать, если ребёнок 5-7 лет неправильно употребляет падежные окончания?
- Ребёнок «сюсюкает» в 5+ лет.
Эти и многие другие вопросы задают себе родители дошколят.
Понятно, что в условиях, нелёгких для всей страны, приходится выбирать. Оплачивать несколько занятий просто не по карману. Поэтому давайте вместе рассмотрим ценность логопедических занятий на примерах.
Пример первый. Маша А., 10 лет. Девочку привезла мама на летние каникулы к бабушке и дедушке. Они обратили внимание, что внучка не выговаривает звук Р и искажает шипящие звуки.
Обратились ко мне на онлайн занятия. Маша подошла к занятиям очень серьёзно, выполняла все домашние задания и огорчалась из-за неудач.
— Не переживай так, всё хорошо, у тебя отличные успехи, всё получится, — успокаивала я девочку.
— Я боюсь, что до школы не успею, не хочу, чтобы все опять меня дразнили. Я маме давно говорила, что хочу заниматься с логопедом, а она уверена, что я так говорю, потому что сама так хочу. Ещё и ругает, требует прекратить корчить из себя ляльку, — жаловалась Маша.
Оказалось, что в классе над ней издеваются, дразнят. Учителя не вмешиваются. А родители вместо помощи ещё и ругают дочь.
За лето мы исправили произношение шипящих, поставили Р. Мама, видя результат, пошла на контакт и продлила занятия после того, как забрала ребёнка домой.
На автоматизацию поставленных звуков требуется время. Маша научилась:
- составлять рассказы по картинкам,
- пересказывать тексты,
- отвечать на вопросы
- и, что не менее важно, задавать вопросы.
Эти умения очень пригодились в школе при написании изложений и сочинений.
У Маши появились друзья в классе, дразнить её не было больше повода, плюс она стала лучше учиться и обрела уверенность в себе.
Пример второй. Антон И., 8 лет. У мальчика лёгкая умственная отсталость.
Мама ребёнка обратилась за помощью в постановке звуков. Мальчик умел читать, но не понимал прочитанного, разговаривал мало и очень тихо.
Женщина была удивлена, когда поняла, что занятия помимо постановки звуков развивают сыну память, мышление, воображение, связную речь…
За 6 месяцев занятий: Антон читает и может пересказать прочитанное, громко отвечает на уроках. Доказывает свою правоту.
Пример третий. Алиса М., 5 лет. Речь ребёнка, на момент обращения, соответствовала годам трём.
Алиса «сюсюкала», разобрать, что она говорит, было практически невозможно. Не использовала родовые окончания. На лицо было общее недоразвитие речи 3 уровня.
Родители подошли очень осознанно, и результат не заставил себя долго ждать, звуки были поставлены.
К сожалению, довольные этим результатом родители прекратили занятия, сославшись на то, что девочка посещает другие развивашки, всё очень дорого. Решили, что остальное с возрастом исправится само.
Не исправится, без помощи специалиста эту проблему не решить.
Всё равно придётся эту работу провести, только с большими потерями, когда девочка столкнётся с насмешками одноклассников и плохими оценками.
Многие дети из-за дефектов произношения стесняются отвечать на уроке, даже если знают ответ. Стараются реже говорить, чтобы не дразнили одноклассники. А недостаточный словарный запас отражается на школьном обучении.
Занятия с логопедом помогут не только научиться чисто выговаривать звуки
Развивается фонематическое восприятие, а значит, исчезнет недоговаривание слов, перестановка слогов, несогласованные окончаний. Например: «Она пошёл на речка». Один ребёнок на занятиях говорил: «Калтусы касивы точки». Перевод: Кактусы — красивые цветочки.
Помимо этого, ребёнку предлагаются игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые развивают память, внимание, речь, воображение, повышает общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Что в итоге?
- Малыш научится делить слова на слоги, находить место звука в слове.
- Конечно же, научится составлять предложения и рассказы по картинкам.
- Проходя лексические темы, расширит словарный запас.
- У них не возникает проблем с пересказом текста.
- Детки после наших занятий легко осваивают школьную программу, пишут изложения, а впоследствии и сочинения.
Заблуждение многих родителей — сроки обучения
Вы ведь не рассчитываете, что, отдав ребёнка на секцию по танцам, игре на музыкальных инструментах, боксу и т.д., что ребёнка за 10 занятий выучат до уровня мастера.
Так и на логопедических. За 10 занятий можно поставить несколько звуков, опять же это индивидуально. Кому-то за 10 поставишь несколько звуков, кому-то нужно 20+ на один звук.
А дальше идёт не менее важная работа — автоматизация, ввод поставленных звуков в речь. Малыш уже привык разговаривать без новых звуков, и ему нужна помощь к ним привыкнуть.
Попросите ребёнка выполнить задания из примеров.
Если он не справится с несколькими, стоит обратиться к логопеду.
Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
- Как перейти на альтернативное образование не поссорившись с органами образования