Отвечает Александр Друзь. Правильный ответ – Черная пятница.
По американской традиции она наступает после Дня благодарения и знаменует начало рождественских распродаж. День благодарения был вчера – Черная пятница как раз сегодня.
Но прежде чем бежать в разделы sale на сайтах интернет-магазинов, задержитесь на секундочку. Посмотрите в грустные глаза гориллы.
Ее тоже зовут Черная пятница. Ее купили на распродаже. Детскую комнату она украшала совсем недолго и приехала на КПО в составе смешанных отходов.
Горилле повезло – ее выбрали из мусора, и теперь она восседает на заборе. Другие незадачливые выражения любви – все эти циклопические мишки и зайчики – отправляются на полигон и пропадают там в забвении… Мы отвлеклись.
Во время распродаж люди совершают огромное количество необдуманных покупок, не задумываясь о том, какой вред природе это наносит.
Многие даже гордятся, что нашли такой простой способ справляться с тревогой – надо лишь купить что-нибудь ненужное.
Не нужно.
И особенно в Черную пятницу.
Во-первых, текстиль (и в том числе мягкие игрушки) практически не перерабатывается. Не перерабатываются обувь и сумочки, ремни и так далее. Они едут на полигон, часто совсем новые.
Во-вторых, выгода от покупок на распродаже очень относительная. Часто ее нет вообще. Многие магазины искусственно завышают цены перед распродажей.
Напомним рекомендации Роспотребнадзора для покупателей, которые участвуют в Черной пятнице:
• Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов.
• Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара.
• Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.
• Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе.
• Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
Мы же от себя добавим: не теряйте головы. Вам точно не нужен третий блендер или десятая сумочка. Планируйте покупки, не ведитесь на фразу «остался последний товар», не заговаривайте себе зубы аргументами «ну дешево же» или «ну я же заслужил». Вы заслужили осознанное потребление, прежде всего.
Если очень хочется что-то потратить – предлагаем купить растение в горшке, завести сберегательный счет или отправьте деньги на благотворительность.