Какое же удовольствие смотреть старые фильмы! На их примере хорошо понимаешь, насколько сильно изменился язык кинематографа. А мы устроены так, что привыкаем к определённым приёмам, и без них не можем уже воспринимать кино как нечто настоящее.
Поймала себя на мысли, что последнее время перестала смотреть фильмы и сериалы именно по этой причине: навязанный мне современный язык кино не оставляет ощущения правды. В этом смысле легче смотреть какие-нибудь фантастические или фэнтезийные фильмы.
В "Девятых вратах" Полански сюжет практически сказочный - мифологическо-демонический. И при этом постепенно ты вместе с главным героем охотником за книгами Корсо (которого играет Джонни Депп) проникаешься и начинаешь понимать, что всё это по-настоящему, всё серьёзно. Причём метаморфоза происходит настолько естественно, что под конец странно вспоминать, как Корсо в первом разговоре с Болканом усмехается и отмахивается от предположения, что сам Люцифер написал некую старинную книгу о девяти вратах в его царство.
Смятение и неверие постепенно перерастают в панику, и уже при встрече с известной парижской колдуньей баронессой Кесслер на вопрос, верит ли Корсо в дьявола, он отвечает почти утвердительно.
Полански снял мистический триллер, а вот книга, положенная в основу фильма, это скорее детектив. Причём Перес-Реверте в своём романе "Тень Ришелье" делает упор именно на одержимости книгами, а не на дьявольской природе искомого фолианта. В общем-то, книга заканчивается тем, что одна из гравюр утеряна безвозвратно и поиски девяти врат не могли бы ни при каких обстоятельствах увенчаться успехом.
А вот в фильме Корсо как раз удаётся открыть те самые врата. Правда, по Полански, для этого не нужно совершать каких-то особых ритуалов. Дьявол всегда рядом, он (или она?) наблюдает за каждым и ждёт лишь одного: кандидат должен нарушить самые главные заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не укради.
Интересно, что Полански, отбросив книжную сюжетную линию с Дюма, не просто сделал повествование цельным и законченным, облегчил конструкцию, он ещё и поставил во главу угла самые важные нравственные вопросы.
Герой фильма, симпатичный внешне человек, в узких кругах книголюбов давно считается "волком в овечьей шкуре" – ему всё равно, на кого работать, лишь бы ему платили деньги. Даже смертельная опасность меркнет в его глазах при обещании увеличить гонорар ещё на один нолик. А сребролюбие тоже считается грехом. В случае Корсо именно из этого произрастают и его беспринципность, и готовность преступить любые человеческие и религиозные законы.
Немалую роль в фильме играет музыка Войцеха Киляра, подогревающая саспенс и в финале обрушивающая на нас понимание необратимости происходящего.
В общем, друзья мои, фильм смотрите, а книгу можно и не читать)
Поговорим об этом?