Баку и Тбилиси вернулись к изучению и разработке проекта по строительству завода по сжижению газа на территории Грузии, заявил вице-премьер грузинского правительства, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили.
Он напомнил, что у двух стран вместе с Румынией и Венгрией был такой проект, который позволил бы сжижать объемы газа из региона Каспийского моря в Грузии и затем поставлять его на рынки Европы через Черное море. Инициатива была заморожена в 2015 году, но вновь стала актуальной после роста на энергоносители в европейских странах.
Давиташвили сообщил, что реализация проекта была главной темой обсуждения во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Тбилиси, и уже начались встречи рабочих групп.
Причины заморозки проекта
Проект по строительству завода СПГ в грузинском порту Кулеви был предложен еще в 2008 году, а годом ранее азербайджанский газ впервые начал поступать в Грузию по достроенному в 2006 году Южно-Кавказскому трубопроводу. В 2007 году Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) приобрела нефтяной терминал в Кулеви.
Тогда проект назывался AGRI (Азербайджан-Грузия-Румыния) и предусматривал поставки азербайджанского газа в Кулеви, где планировалось построить завод СПГ. На нем предлагалось сжижать азербайджанский газ и далее отправлять его по Черному морю в румынский СПГ-терминал в Констанце.
Проект планировался на три варианта мощностей – 2 млрд, 5 млрд и 8 млрд кубометров газа в год. Его стоимость оценивалась, в зависимости от мощности, в 1,2 млрд, 2,8 млрд и 4,5 млрд евро соответственно.
SOCAR в 2009 году заявила о том, что готова строить завод СПГ на территории азербайджанского нефтяного терминала в Кулеви. В компании добавили, что так будет дешевле потому, что терминал полностью оснащен всей необходимой инфраструктурой, на его территории имеются железнодорожные пути, причал, другие необходимые коммуникации.
Но в 2015 году проект был полностью заморожен, в основном из-за текущей ситуации на глобальном нефтегазовом рынке. Так, средняя цена барреля нефти Brent в 2014 году составляла $99,3, а в 2015 году - уже $52.
Соответственно, снижалась и стоимость природного газа – средняя цена на него в Европе упала почти на 30%. В 2015 году стоимость голубого топлива, поставляемого из РФ в Европу, составила $243,45 против $345,24 за 1 тыс. кубометров в 2014 году.
Кроме того, снижению цен на газ способствовали и планы США начать поставки СПГ в Европу в 2016 году. В результате все это сделало проект AGRI нерентабельным.
Шансы на рентабельность
По мнению главы Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, данный проект пока не носит коммерческий характер, а является изыскательным.
"То есть Азербайджан, Грузия и Румыния намерены совместно изучать в ближайшие полгода, насколько рентабельна доставка каспийского газа к грузинскому побережью и его переработка на СПГ-заводе, чтобы далее транспортировать голубое топливо танкерами на европейское побережье Черного моря", - рассказал Шабан Sputnik Азербайджан.
Таким образом, отметил эксперт, будут исследованы все возможные варианты транспортировки, включая маршруты поставок и стоимость.
По его словам, если по итогам этих исследований выяснится, что при каких-то объемах данный проект сможет окупить вложенные средства, то на повестке дня появится вопрос возможных ресурсов газа для него.
"Вот тогда сначала будут рассмотрены теоретические поставщики газа, а затем - реальные экспортеры, у которых будут излишки голубого топлива на экспорт, причем в направлении Европы", - рассказал Шабан.
Хватит ли у Азербайджана газа для сжижения
По мнению Шабана, если исходить из прогнозов по добыче газа в Азербайджане, причем учитывать только товарные объемы, то согласно исследованиям Международного энергетического агентства (EIA), в 2030 году в нашей стране будет добываться 35 млрд кубометров голубого топлива.
"Согласно данным Госкомстата Азербайджана, по итогам 2021 года в стране было добыто 32,6 млрд кубометров товарного газа. В нынешнем же году объемы добычи вырастут до 34,5 млрд кубометров. То есть EIA при составлении своих прогнозов также учитывает тот факт, что добыча голубого топлива на месторождениях SOCAR сократится", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Кроме того, отметил Шабан, заметное сокращение добычи газа произойдет в рамках проекта "Шах Дениз-1", так как пик производства на нем уже пройден.
"Конечно, EIA также учитывает начало добычи с проекта "Абшерон-2", с которого планируется направлять весь газ на экспорт. Поэтому исходя из этих прогнозов, я полагаю, что если проект по транспортировке СПГ из Грузии в Европу будет коммерчески рентабельным, то его основной ресурсной базой станет газ, прокачиваемый транзитом через Азербайджан", - добавил он.
Туркменский газ как основная ресурсная база
Про разморозку проекта сжижения каспийского газа в Грузии и его дальнейшего экспорта в Европу в энергетических кругах Азербайджана, Грузии и Румынии начали активнее говорить после достижения договоренности между Баку и Ашхабадом о совместной разработке газоконденсатного месторождения "Достлуг".
Так, в январе 2021 года Азербайджан и Туркменистан подписали Меморандум о взаимопонимании о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов на "Достлуге", оценочные запасы которого достигают около 60 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. После этого вновь стал актуальным вопрос строительства Транскаспийского газопровода.
Ожидается, что если исследование выявит рентабельность проекта, то будут ускорены работы в рамках поставок туркменского газа в Азербайджан.
Но в этом случае реализация проекта завода СПГ в Грузии может затянуться, так как оператор для разработки месторождения "Достлуг" еще не выбран и не предприняты шаги по его реализации. Кроме того, строительство Транскаспийского газопровода сопряжено со множеством проблем, главная из которых - поиск инвесторов.
Однако тут стоит отметить, что в прошлом месяце Азербайджан и Румыния подписали Меморандум о совместных инвестициях в реализацию проекта строительства комплекса для сжижения природного газа на побережье Черного моря, что является важным шагом на пути разморозки проекта.
Ожидается, что его реализация начнется с подготовки технико-экономического обоснования, которую финансируют обе стороны. "В рамках проекта планируется построить два терминала на восточном и западном побережье Черного моря с тем, чтобы мы смогли диверсифицировать и дополнить коридоры по доставке газа из бассейна Каспийского моря в Европу", - заявил премьер-министр Румынии Николае Чукэ.