Неопубликованное из серии «Путешествия. Козлов»
Очутившись в сердце города, на площади Коммерции, я воодушевился. Погода, архитектура, окружающие меня люди, запахи, городской шум… Все это создавало ощущение того, что попал в водоворот жизни большого города. Но тут есть два существенных НО!
Первое: водоворот – это не про Лиссабон. В том смысле, что в этом городе нет привычного нам ритма городов-миллионников.
Второе: большой город – это относительно. В нашем представлении столица государства – это обязательно город-миллионник. Или мегаполис, как его еще называют. Или это только мой стереотип. Как бы то ни было, Лиссабон насчитывает примерно 500 тысяч жителей. Например, Тула в России - сопоставимый по численности населения город. Или Оренбург. Это областные центры. А Набережные Челны, Новокузнецк еще… это НЕ областные даже центры. Я уже не говорю о моллионниках в России, которые в 2 раза больше Лиссабона по численности населения. Но! Есть так называемый «большой Лиссабон». Это агломерация столицы Португалии (включает в себя собственно Лиссабон и несколько его пригородов). Большой Лиссабон численностью уже более миллиона. И, забегая вперед, скажу, что и в Большом Лиссабоне есть, что посмотреть! Но Большой Лиссабон я покорял уже через год.
Итак, сердце Лиссабона. Очевидно, что от сердца и к сердцу должны подходить / отходить аорты и артерии. Главная – это, конечно же, Rua Augusta. Вот там жизнь кипит! И днем, и ночью! Хотите ощутить ритм жизни Лиссабона – ступайте на Руа Аугушта! Тут вам и кафешки, и магазинчики, и торговцы сувенирами, и уличные художники с музыкантами… И архитектура! Да, это на самый старый район, но колоритный! Смотрите под ноги! Это не чтобы не упасть. А чтобы обратить внимание, что представляет собой покрытие. В Лиссабоне, и во многих других городах Португалии, тротуары выложены особым способом: чаще всего из светлых камней песчаника и темных базальта. Называется такое мощение – "calçada á portuguesa" (португальский тротуар/мостовая). Цвет камней может быть и красным, и реже – желтым.
Традиция такого мощения берет начало от времен римлян. Особое распространение техника португальской «калсады» получила в 19-в. Узоры мостовых могут быть разными. Их выкладывают вручную по трафаретам. Гуляя по улицам и площадям городов, нужно не забывать поглядывать себе под ноги. Двух одинаковых тротуаров нет, у каждого – свой узор.
Первый вопрос, возникающий у туристов при виде этих мостовых: «А как же зимой?». Все очень просто, снега-то в Португалии нет, идут дожди, и вода просачивается между камней. Камни не размываются, а становится только еще наряднее. Песчаник приобретает блеск, а черный гранит подчеркивает контур рисунка.
Такое мощение очень удобно для ремонта мостовых: забыли строители проложить трубу – камни вынимаются, складываются горкой на обочине, а затем, снова выкладываются на прежнее место.
Но есть и минусы. В частности, даже в сухую погоду местами покрытие весьма скользкое. А, учитывая, что город на холмах, то либо подъемы, либо спуски… ну вы представляете… Так что, подбирайте обувь удобную, «беговую». На резиновой подошве (для лучшего сцепления) и желательно, на толстой подошве. Я на следующий год приехал в кроссовках с тонкой подошвой (без стелек) и к концу первого же дня было ощущение, что хожу, как йог, по углям. Каждый камешек мостовой четко отпечатывался на моих ступнях. И, конечно же, никаких каблуков! Это я к дамам.
Первое значимое сооружение, обязательное к посещению на Руа Аугушта это Лифт Эйфеля. Поднимаясь от площади, он будет у вас в одном из проулков по левую руку. Вы его определите по необычному виду и толпе народу. Это очередь из желающих прокатиться. Рекомендую скрасить свое ожидание свежей cerveja (особенно в жаркую погоду). Лифт уникален как сам по себе, так и тем видом, что открывается с его верхней площадки. Уникальность лифта в том, что конструировал его Эйфель (тот, что и башню в Париже), а так же и в том, что интерьер в нем сохранился еще с 19 века. Кабинка внутри отделана красным деревом. Старинные элементы интерьера… Двигатель на педальной тяге (шутка). В Лиссабоне много смотровых площадок. Плюс конкретно этой площадки в том, что на ней круговой обзор. В любую сторону открываются виды. А также высота. Достаточная для того, чтобы увидеть верховой обзор. И, в то же время, не сильно высоко – можно разглядеть детали города, потоки транспорта и людей.
Небольшая деталь: если на этой площадке встать спиной к реке Тежу, то по левую руку откроются необычные каменные арки на каменном же сооружении, лишенном крыши. Обратите на него внимание и запомните. Рекомендую потом туда обязательно сходить. Место это знаковое в истории города (и страны). Даю подсказку: монастырь Кармелитов. Туда я попал лишь через год.
А мы, тем временем спустимся с небес на землю. И пересаживаемся с одного транспорта 19 века на другой транспорт 19го же века. Знаменитый Лиссабонский трамвай! Многие видели его снаружи, а вот как он выглядит внутри. Интерьер тоже сохранился с тех самых пор. В горку едет меееедленно…. Пыхтит, но лезет. А туристы вокруг фотографируют, фотографируют…
Ехать на нем до зАмка святого Георгия около получаса. И оно того стОит! Замок сам по себе впечатляет. Но, также, впечатляют и виды города (и окрестностей), которые открываются со стен этого зАмка.
Обратно вниз спускался уже на современном транспорте: мототуктук. Его можно видеть на одном из фото из трамвая. Дешево и быстро!
На базу ночлега вернулся полным впечатлений. День завершил поиском и покупкой билетов на автобус по Порту. Кстати, еще одна особенность Португалии: покупать билеты значительно дешевле через интернет, чем если в кассе автовокзала.
Не забывайте подписываться!
Еще больше моих путешествий на моем сайте: https://captain-kozlov.ru/
А интересные факты о городах и странах на еще одном моем канале: https://dzen.ru/captain_kozlov