#258
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830, Москва - 1897, Москва) - русский художник-пейзажист, передвижник, академик Императорской Академии художеств.
Безусловно, первое, что приходит в голову при имени Саврасов - "Грачи прилетели".
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. На стене храма есть памятная табличка об этом событии.
"Грачи прилетели" - хрестоматийный пейзаж, созданный в 1871 году. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Это полотно считается самым известным произведением Саврасова.
Позже было написано ещё несколько картин этой тематики, одна из них - для императрицы Марии Александровны (супруга императора Александра ll и мать Александра lll), которая заказала художнику повторение картины.
Мы видим одно из повторений, написанных рукой мастера.
Картины художника находятся в в художественных музеях в разных городах страны и за рубежом. А также в частных коллекциях.
Недавно в Москве проходила выставка "Саврасов. Шедевры из частных коллекций". И мы там побывали.
Данная выставка произведений мастера включала характерные образцы его живописи и графики.
Представленные работы охватывали различные периоды творчества – от раннего романтического до расцвета индивидуального почерка и живописного мастерства – и представляли разнообразие увлекавших его тем и мотивов.
Саврасов говорил своим ученикам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества:"Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались".
И ещё - "Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж берёзок или елей не сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь".
"Каждый год, начиная с февраля, Саврасов погружался сам и вводил всех в состояние напряжённого и радостного ожидания: вот еще день, неделя, две — и можно будет захлопнуть дверь пыльной мастерской и устремиться с этюдником, зонтом от солнца и раскладной скамеечкой, на природу: в Останкино, в Измайловский парк, в Сокольники." (Из воспоминаний Константина Коровина).
Из воспоминаний К. Коровина: -"Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь."
Константин Коровин и Исаак Левитан были учениками Саврасова.
Действительно, в картинах мастера воздух ощущается по-настоящему.
Наверное, эта картина мне понравилась более всего. Именно, воздух и свет!!! Конечно, мое фото имеет мало общего с самой картиной.
Покой и умиротворение...
"Нужна романтика и нежное чувство. Романтика бессмертна. Настроение, бережное чувство нужно.
Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт". (Константин Коровин).
Следующая картина очень напомнила осень в Тарусе, как идёшь по высокому берегу Оки к могиле Борисова-Мусатова.
Выставка проходила в галерее Артефакт на Пречистенке.
Очень удобно расставлены кресла, можно присесть и не спеша полюбоваться этими шедеврами.
Народа было много, особенно, в последнюю неделю. Как сказала экскурсовод галереи, они сами не ожидали такого ажиотажа, территория их выставочного зала не рассчитана на такое количество посетителей.