Деревянных усадеб в Беларуси сохранилось пугающе мало. Ни для кого не будет секретом, что дерево не просто хуже сопротивляется разрушительному воздействию времени, но и отлично горит, поэтому от большинства таких усадеб не сохранилось даже руин. Я уже посещал следующие деревянные усадьбы: Блонь, Бобруйск (там особняк, но тоже считается), Грушевка, Флерьяново. Усадьбу в Заполье посетил, но пока не написал отчётик, а до Порозово всё никак не могу доехать. Также сюда можно включить частично деревянные усадьбы, такие как Лошица и Лишки, либо Полесье и Высокое. В последних двух деревянная часть не сохранилась. Сегодня дорога приведёт меня через Скидель к ещё одной сохранившейся деревянной усадьбе, о которой обычно забывают.
До Скиделя доехал на пятичасовом утреннем поезде.
Расписание поездов и автобусов не синхронизировано, то есть 3 километра от станции до Скиделя нужно или идти пешком, или не идти и ждать автобус больше часа.
Город интересен остатками усадебно-паркового ансамбля Святополк-Четвертинских. Скидель с 16 века принадлежал Радзивиллам. В 1795 произошёл третий раздел Речи Посполитой, в 1796 году скидельские земли Екатерина II подарила Колетте Адамовне Святополк-Четвертинской, вдове князя Антония Станислава Святополк Четвертинского. Антоний был одним из немногих шляхтичей, кто активно высказывался против Конституции 1791 года, он в числе первых примкнул к тарговицкой конфедерации, образованной под покровительством России. В 1794 году казнён как изменник.
После случившегося Екатерина II вызвала вдову и детей в Петербург и взяла на себя обустройство их усадьбы, она была заложена в первой половине 19 века. В 1843 году включала в себя усадебный дом, флигель, кухню, дом эконома, конюшню с каретной, сараи.
От матери усадьба перешла сыну Константину Святополк-Четвертинскому, затем его сыну Станиславу. Усадебный дом сгорел в 1920 году, после чего под усадебный дом был приспособлен один из флигелей.
На территории усадебного комплекса в 1870 году был построен неоготический храм Вознесения Пресвятой Девы Марии. В советское время здесь до 80-х годов располагался военкомат и курсы водителей, после чего здание не использовалось. В 1991 году здание вернули прихожанам.
Плебания в советское время была перестроена под жилой дом. Сейчас к ней кто-то попытался пристроить нечто, напоминающее не имеющие основания башни, получилось так себе.
Въезд в усадебный парк в 1898 году оформляется двумя башнями из красного кирпича с узкими стрельчатыми бойницами. Оформление въезда в духе средневековья являлось одним из мотивов романтизма, идеи которого продолжали жить в усадьбах ещё в конце 19 века.
Фото парка.
Следующий пункт назначения находился за пятикилометровым переходом в деревне Кашубинцы.
У въезда в деревню меня встретила широкая липовая аллея, ведущая к усадьбе Блавдевичей.
Историю имения можно отследить от 18 века, когда оно принадлежало ордену иезуитов, позже владельцами были Хрептовичи и Данкевичи. В 1821 году Кашубинцы уже относились к имению Котра, владельцем которого был Франц Богатко. В 1890 имение Котра с фольварком Кашубинцы принадлежало Марии Мыслицкой. Последними владельцами усадьбы были Марьян и Мария Блавдевичи.
Деревянный усадебный дом, построенный в 1873 году, сейчас выглядит очень плохо, хотя находится на стадии реставрации.
В 2016 году усадьбу выкупила предпринимательница из Гродно с целью её возрождения, но за пять лет там ничего не изменилось, после чего владельцем усадьбы стал петербуржец. Нынешнее состояние усадьбы в одном из интервью он объяснял халатностью со стороны фирмы, которой он заплатил за замену кровли.
Очень хотелось зайти внутрь, но камеры меня переубедили.
Недалеко от усадебного дома находится деревянный костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, основанный в 1750 году гродненскими иезуитами.
И несколько интересных памятников на кладбище.
После этого вернулся в Скидель, где сел на маршрутку до Минска.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!