«Крылатый металл» — это сплав, состоящий из алюминия, меди, магния и марганца. Общепринятое название — дюраль, дюралюмин или дюралюминий. Своим появлением сплав обязан немецкому физику Альфреду Вильму, который изобрел дюралюминий в 1903 году, определил точный состав и получил патент.
Металл обеспечил индустриальный прорыв в Советском Союзе — он был основой для производства самолетов в военное время 1941 — 1945 годов.
Специфика названия
Дюраль называют «крылатой», «самолетной», «авиационной», что неудивительно — развитие авиации напрямую связано с данным изобретением. Так, без дюралюминия не обходится авиационная и космическая промышленность, металл входит в состав ракетного топлива, его свойства методично развиваются за счет постоянного усовершенствования сплава.
Фактически, «крылатый металл» — это алюминий с дополненным составом в целях улучшения прочности и других качеств материала.
Появление «крылатого» сплава
Немецкий инженер-металлург Вильм изобрел дюралюминий практически случайно — в начале XX века велись разработки и поиск облегченного металла для производства летательных аппаратов. В попытках создания подходящего сплава опытным путем был создан материал на основе алюминия, в который входили:
- 1,5% меди;
- 2,8% магния;
Металл стал базовым для авиации, первый выпуск осуществлялся на немецком заводе Durener Metallwerke Aktien Gesellschaft. До изобретения дюралюминия в авиационной промышленности использовали алюминий, свойства которого не удовлетворяли конструкторов.
После изобретения выпуск «крылатого металла» производился в ограниченном количестве для изготовления дирижаблей с 1910 года. Индустриальный прорыв произошел с появлением самолетов — первый фюзеляж и крылья производили из дюралюминия.
Свойства и характеристики
Популярность дюралюминиевого сплава обусловлена легкостью, которая считается приоритетной в производстве авиационной техники. Также металл отличается устойчивостью к высоким температурам и повышенной твердостью.
Изготовление сплава состоит из этапов:
- получение состава с примесями посредством плавления;
- нагрев до 500 °C;
- резкое охлаждение в течение 4 — 5 дней при комнатной температуре.
Способ называют старением металла. Он обеспечивает прочность и гибкость материала при внушительной твердости.
Дюралюминий в Советском Союзе
Появление «крылатого металла» стало прорывным для авиастроения СССР. До начала 1930-х годов советские самолеты постоянно нуждались в ремонте из-за быстрой коррозии. Если от непрактичной тяжести крыльев постепенно избавлялись благодаря появлению базового дюралюминия, то коррозия стала неприятным моментом для авиаконструкторов. В 1932 году большевики разработали специальное оксидное пленочное покрытие металла, предохраняющее от окисления — это стало рывком в развитии советского авиастроения.
С начала войны появилась проблема — алюминия катастрофически не хватало для производства военных самолетов. В результате часть заводов по производству была оккупирована, остался только Уральский. Ситуация разрешилась благодаря американскому ленд-лизу и наращиванию выпуска на Уральском заводе. В послевоенное время производство дюраля расширилось — авиация, машиностроение, трубопрокат, космонавтика, металлургия и другие отрасли промышленности не обходятся без дюралевых сплавов.
Развитие и применение
«Крылатый металл» универсален, подходит для авиации, космонавтики и других нужд. Непрекращаемое усовершенствование состава алюминиевого сплава — это индустриальный прорыв, который продолжается в течение нескольких десятилетий. Кроме авиастроения и освоения космоса дюраль применяется в производстве бурильных установок и прочих направлениях металлургии.
Прочность, улучшенный состав и устойчивость к высоким температурам помогает использовать дюралевый алюминий в составе ракетного топлива, изготовлении трубопроводов, деталей для машиностроения, электроники. «Крылатый металл» универсален и подходит для современных технологий.