Найти тему
Роккульт

Этот альбом по-настоящему представил Боуи миру. Гид по песням с Hunky Dory

Оглавление

На момент релиза Hunky Dory 17 декабря 1971 года в арсенале Дэвида Боуи было уже три студийных альбома, но он считал, что именно этот по-настоящему представил его миру. В интервью Uncut в 1999 году Боуи говорил:

Я думаю, он впервые в жизни подарил мне настоящую аудиторию, я имею в виду людей, которые подходили ко мне и говорили: «Отличный альбом, отличные песни». Такого не случалось со мной раньше, и я подумал: «Ага, у меня получается, я нашел свое место. Я наконец транслирую то, что хочу делать. Теперь осталось понять, что я хочу делать.

Hunky Dory оценили многие. Он добрался до третьей позиции британского чарта, но уже после выхода последователя – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars 1972 года. Hunky Dory оказал влияние на мир музыки и заодно показал, что Боуи не вписывается в традиционный образ рок-музыканта и никогда не будет этого делать.

В альбом вошли такие прекрасные композиции, как Changes, Life on Mars?, Andy Warhol и другие. Поговорим о каждой из них подробнее.

Changes

С самого начала Боуи не боялся говорить о том, что еще не в полной мере нашел себя: «Каждый раз, когда я думаю, что все удалось, мне в итоге кажется, что вкус недостаточно сладок». Однако это не означало, что музыкант исчерпался, скорее, наоборот: он постоянно пробовал новое.

Он использовал уже старые и известные приемы, например, «заикание» ch-ch-ch-changes он перенял у The Who. Но кроме того, не пренебрегал и свежими идеями, такими как внедрение партии на саксофоне, которую он исполнил сам. Changes впервые прозвучала со сцены за шесть месяцев до релиза альбома – в июне 1971 года на фестивале Гластонбери. Тогда он дал слушателям понять, что впереди их ждет нечто прекрасное и удивительное.

Oh! You Pretty Things

Самая ранняя из написанных для Hunky Dory песен пришла Боуи в голову в одну из бессонных ночей под утро. Фил Мэй из группы The Pretty Things говорил об использовании Дэвидом названия команды так:

Я думаю, мы были для него своего рода маяком. Эта фраза – эвфемизм того, как он видел нашу группу, когда только начинал. Тогда кто-то пролил свет на его творческую ситуацию, а потом до конца своей жизни он делал то же самое для других.

Источники вдохновения для этой песни были также более личными. У сводного брата Боуи Терри Бёрнса диагностировали шизофрению и поместили в психиатрическую лечебницу. В интервью BBC в 1976 году он признавался:

Я никогда не ходил к аналитику, но ходили мои родители, братья, сестры, тети, дяди, кузены… и в итоге им стало только хуже, поэтому я воздержался и решил писать о своих проблемах в песнях.

Eight Line Poem

Своеобразная композиция, в которой минутное инструментальное вступление занимает примерно треть всей песни. В Eight Line Poem Боуи играет на том же фортепиано, которое впоследствии будет использовано при записи Aladdin Sane. Риффы Мика Ронсона, единственного музыканта в этой песне, помимо самого Боуи, включают элементы кантри и блюза и прекрасно сочетаются с вокалом.

В беседе с Боуи для Rolling Stone Уильям Берроуз сказал ему: «Я прочитал это твое восьмистрочное стихотворение, и оно напомнило мне творчество Томаса Стернза Элиота». На что Боуи ответил: «Никогда его не читал».

Life on Mars?

Рик Уэйкман записал партию на меллотроне для Space Oddity, и Боуи вновь обратился к нему с предложением сыграть на клавишных в новой песне. Дэвид отправил ему несколько демо, и тот сразу ими впечатлился. В 2017 году Уэйкман говорил в интервью The Guardian:

Life on Mars выделялась как нечто особенное. Он хотел включить туда соло на пианино. Он хотел, чтобы в альбоме на нем был сделан упор, и дал мне полную свободу.

Впоследствии Боуи попросил Уэйкмана присоединиться к The Spiders from Mars, но в тот же день музыканта позвали в Yes. Хотя Рик принял второе предложение, он еще неоднократно играл с Боуи в следующие годы.

В конце песни можно услышать колокольный звон, который был записан по ошибке. Во время записи в ванной за стеной внезапно громко зазвонил телефон. Боуи собирался сделать еще один дубль, но в итоге остановился на этой версии, а случайный звук пришелся к месту.

Kooks

В этой песне есть небольшой скрытый смысл. На задней стороне обложки около названия песни есть пометка «For Small Z.» Жена Боуи Энджи родила сына Данкана Зоуи Хэйвуда Джонса в мае 1971 года, и отцовство, как сказал Боуи Rolling Stone, «удовлетворило мое эго»:

Я думаю, он безусловно независимая личность, он сам принимает решения. И я воспринимаю его не как своего или Энджи, а, как сказал бы Гибран, «маленьким растением». Я не испытываю слишком сильных отцовских чувств к нему.

В 2018 году сын Боуи написал в социальных сетях:

Он так и не исполнил обещание бросить мою домашку в огонь, данное в песне. К сожалению, эти слова были лишь фантастикой, и мне всегда приходилось делать уроки.

Quicksand

Боуи не просто так называл имя Алистера Кроули в этой песне. Рассказывают, что его интриговала оккультная тематика, и он носил биографию Кроули в кармане пальто, так, чтобы название книги было хорошо видно. В песне также есть отсылки ко Второй Мировой и ее фигурам, включая шпиона Хуана Пужоля Гарсию, известного под псевдонимом Гарбо.

Fill Your Heart

Единственный кавер, который есть в Hunky Dory, – это Fill Your Heart. Песня изначально была записана Биффом Роузом и Полом Уильямсом, а потом кавер на нее сделал Tiny Tim. В интервью Melody Maker Боуи сокрушался:

Я могу сказать, что Tiny Tim оказал на меня огромное влияние, и люди ответят: а, ну конечно, Боуи взял столько всего от Tiny Tim. И так происходит всегда!

Через два года после выхода Hunky Dory Боуи встретился с Биффом Роузом на концерте Брюса Спрингстина, и тот поблагодарил его за кавер, но спросил, почему он так изменил аранжировку. В интервью в 2014 году Роуз вспоминал: «Он как будто не услышал мою ремарку или просто не обратил на нее внимания, но продолжил улыбаться».

Andy Warhol

Боуи исполнил эту песню Уорхолу во время своего визита на его Фабрику. Легендарный художник ее совсем не оценил. В 2003 году Дэвид рассказывал:

Он ее возненавидел, сказал что-то вроде «о, ага, окей» и ушел, а я остался. Потом кто-то подошел ко мне и сказал: «Господи, Энди ее возненавидел». Я ответил: «Очень жаль, я считал ее комплиментом». «Да, но ты поешь о том, что он странно выглядит. Неужели ты не знаешь, что Энди очень болезненно воспринимает критику своей внешности?»

Боуи также рассказал, что в итоге Уорхол увидел его странные ботинки, и тогда им удалось найти общий язык.

Song For Bob Dylan

В 1971 году многие фанаты и критики относились к Дилану не лучшим образом. Годом ранее вышел альбом Self Portrait, который смутил слушателей своими аранжировками и новым звучанием. Боуи говорил, что считал Дилана пропащим в музыкальном плане:

В тот момент я думал: «Окей, Дилан, если ты не будешь этого делать, это сделаю я». Я считал, что могу перехватить лидерство. Хотя эта песня и не самая важная на альбоме, она для меня является отражением того, что я хотел сказать этим релизом. Если кто-то не хочет использовать силы рок-н-ролла, значит, я буду делать это.

Боуи также рассказывал, как встретился с Диланом на вечеринке после концерта:

Я просто говорил часами и то ли удивил его, то ли испугал, я даже не знаю. Я не ждал от него никаких ответов. Я просто говорил обо всем подряд. А потом я просто пожелал ему доброй ночи. Он никогда мне не звонил после этого.

Queen Bitch

В конце 60-х Боуи еще играл с группой The Buzz, когда ему в руки попал тест-прессинг альбома The Velvet Underground & Nico 1967 года. Его принес менеджер Кеннет Питт, который, в свою очередь, взял запись у Уорхолла в Нью-Йорке. Питт спросил у Боуи его мнение, и тот посчитал, что это лучшая группа в мире.

В 1971 году Боуи попал на концерт The Velvet Underground, но тогда он не знал о переменах в составе группы. В интервью BBC Боуи говорил:

После концерта я пошел за сцену и постучал в дверь. Мне открыл Джон Кейл, и я сказал ему: «Лу Рид здесь? Я бы хотел с ним поговорить. Я из Англии, и я был бы рад пообщаться, потому что я тоже занимаюсь музыкой, и он мой герой.

Боуи несколько минут говорил с человеком, которого принял за Лу Рида, это был Дуг Юл.

Я подумал, что за самозванец, невероятно. Но это было не важно, потому что я был уверен, что общаюсь с Лу Ридом. Вернувшись в Англию, я привез с собой это воспоминание и написал Queen Bitch как дань уважения The Velvet Underground.

The Bewlay Brothers

Название этой песни впоследствии станет псевдонимом, который Боуи, Игги Поп и Колин Тёрстон используют, продюсируя альбом Lust For Life. Боуи сам признавался, что никакого глубинного смысла в ней нет. Продюсер Кен Скотт рассказывал Uncut:

Это была последняя песня, которую мы записывали для альбома. Помню, Дэвид пришел и сказал: «Я только что написал новую песню. Нам нужно ее записать, но не слушай текст». Я спросил, почему, и он ответил: «Потому что он ничего не значит, я сочинил его специально для американского рынка, чтобы там пытались найти скрытый смысл». Я слышал 10 или 15 разных историй о значении песни и знаю, что Дэвид бы согласился с каждой из них.

Автор: Катерина Гафт

Какая песня вам нравится больше всего?

Читайте также: