Найти тему
MILITAN

✈ МиГ-21 против ✈ Звездного бойца F-104 Starfighter ✈ Кто из "Летающих Гробов" был лучшим.

Оглавление

В далеком 1947 году Великобритания предоставила независимость Пакистану и Индии. В первый вошли мусульманские регионы, во второй соответственно индуистские. Вскоре после этого началась массовая миграция, мусульмане двинулись в два анклава Пакистана, а индуисты направились в Индию. На границах начались первые столкновения, в которых погибло до 1 млн. человек. В ХХ веке страны официально воевали четыре раза, не считая огромного количества пограничных конфликтов и терактов. Вражда двух соседей не прекращается и по сей день.

Флаг Пакистана - Флаг Индии
Флаг Пакистана - Флаг Индии

В 1971 году состоялся первый сверхзвуковой воздушный бой МиГ-21ФЛ ВВС Индии сразились с истребителями Lockheed F-104А Starfighter (Звездный боец") ВВС Пакистана над Индийским субконтинентом. В этих сражения явными доминантами были индийцы, но был ли "двадцатьпервый" действительно лучшим? Или успех был обусловлен стратегией и численным превосходством? Попробуем разобраться.

Самолеты во многих отношениях были конкурирующими конструкциями. Оба легкие сверхзвуковые перехватчики с небольшим набором дополнительных возможностей, оба поступили на вооружение в конце 1950-х годов. В течение некоторого периода, в конце 1960-х годов, они присутствовали во Вьетнаме, однако ни разу в бою не столкнулись.

При проектировании МиГ-21 инженеры отталкивались от устоявшейся мысли, что время манёвренных боёв на коротких дистанциях закончилась, а главной концепцией воздушного боя становится сближение самолетов на большой скорости и поражение цели с первого залпа ракет или пушек. Кстати, по этой же концепции создавался и еще один герой статьи Lockheed F-104 Starfighter и французский Dassault Mirage IIIC.

Первые поставки МиГ-21Ф-13 для ВВС Индии начались в январе 1963 года, где они должны были дополнить устаревшие истребители британского производства. Шестью новенькими советскими машинами была оснащена 28-я эскадрилья "First Supersonics" ("Первые сверхзвуковые"), семь летчиков которой совсем недавно вернулись из СССР (Киргизии), где они проходили подготовку.

Арт на тему индийских МиГ-21. Изображение из свободных источников. Общественное достояние.
Арт на тему индийских МиГ-21. Изображение из свободных источников. Общественное достояние.

В 1965 году, как раз к началу второй индо-пакистанской войны, 28-я эскадрилья достигла состояния боевой готовности.

Однако её ограничили операциями по сопровождению и патрулированию. Во время этих вылетов произошел инцидент. Во время встречи с пакистанскими истребителем North American F-86 Sabre ("Сабля"), на индийских МиГах не сработала ни одна из ракет Р-3С. Кстати, историю связанную с ракетой Р-3 или К-3, можно прочитать в нашей давней статье:

Несмотря на столь ограниченное использование МиГ-21, без потерь не обошлось. В результате авианалета пакистанцев на аэродром базирования 28-й эскадрильи, было потеряно два самолета, сразу после этого "Первая сверхзвуковая" была отозвана с фронта. Несколько истребителей F-104A ВВС Пакистана так же приняли участие в этой войне, но самолетам ещё не суждено было встретиться друг с другом.

Третья индо-пакистанская война, декабре 1971 года.

К этому времени на вооружении ВВС Индии стояли "двадцатьпервые" модернизированные до варианта МиГ-21ФЛ. Ими были оснащены восемь полных эскадрилий, в том числе и легендарная 28-я. Пять из них были направлены на запад, в Пакистан, а три на восток, на территорию нынешнего Бангладеш, который по итогам этой войны обрел независимость.

Восточное направление оказалось менее напряженным участком для индийцев. К тому же три эскадрильи МиГов были подкреплены подразделениями британских истребителей Folland Gnats и Hawker Hunters. Пакистанцы на этом направлении были ограничены одной эскадрильей состоящей девятнадцати North American F-86 Sabre, только восемь из которых могли быть вооружены ракетами класса "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder. Но несмотря на это пакистанцы смогли одержать свою первую победу над МиГ-21, а через неделю индийские МиГи 28-й эскадрильи записали на свой счет первый сбитый F-86 Sabre.

На западном направлении индийцы столкнулись с куда более сильным сопротивлением, китайские Shenyang J-6 (лицензионная копия МиГ-19), Dassault Mirage IIIЕ и F-104A. Тогда считалось, что Mirage IIIE превосходит все, что было у ВВС Индии, вероятно из-за его новейшего радара. Кроме этого, Пакистан использовал разнообразные американские наземные РЛС, для наведения истребителей. Индия же была ограничена в подобном оборудовании и в основном полагалась на сеть наземных наблюдателей с УКВ-радиостанциями.

Первое столкновение F-104 с МиГ-21 произошло 12 декабря 1971 года. Два МиГ-21ФЛ были подняты на перехват двойки F-104 обстреливающей аэродром. Увидев перехватчики, один пакистанский истребитель сразу же отступил, а второй решил принять бой. Индийский летчик попытался достать убегающего, выпустив по нему ракеты Р-3, но их отвлекли ракеты выпущенные оставшимся пакистанским F-104A. Командир звена МиГов пошел на сближение и с расстояния примерно 300 метров обстрелял F-104 из пушек, самолет загорелся и взорвался в воздухе. Позже в этот же день были сбиты два пакистанских F-104, которые сопровождали бомбардировщики.

-3

Несмотря на хорошие показатели против F-104, миги индийских ВВС также несли потери, шесть МиГ-21ФЛ были потеряны в бою. Один из-за инцидента с дружественным огнем от другого МиГ-21, четыре от наземного огня, а один пал в бою с F-86F Sabre.

После войны обсуждались возможные причины плохой работы пакистанских ВВС во время конфликта. Был проведен анализ и составлен отчет для командования, согласно которого главной причиной стал недостаток РЛС на земле. Основная станция радиолокационного наблюдения в Сакесаре, была выведена из строя еще во время первой индийской бомбардировочной контратаки. Однако оба столкновения, в которых были сбиты F-104A, произошли недалеко от южного побережья, вдали от радиолокационной станции в Сакесаре и летчики в любом случае не могли бы воспользоваться данными полученными с неё. И вообще, преимущества в воздушном бою, предоставляемые любому самолету от наземных станций, кажутся маловероятными. Первый перехват F-104, в котором победил МиГ-21, произошел над территорией Индии, но все остальные над территорией Пакистана и наземное сопровождение могли бы способствовать победе в первом столкновении, а в двух других случаях уже МиГи не получили бы такой поддержки.

Что касается численного превосходства ВВС Индии. Поскольку это были локальные и небольшие столкновения, значения это никакого не имело. С точки зрения подготовки, летчики обеих сторон получили самолеты за несколько лет до конфликта с минимальной разницей и были достаточно знакомы с машинами, на которых они летали. Стоит отметить, что несмотря на то, что F-104 быстрее, МиГ-21 имеет лучшую скорость разворота и лучшие летные характеристики.

После войны 1971 года МиГ-21 продолжал служить в ВВС Индии, хотя больше никогда не участвовал в воздушных боях, не считая инцидента с "Атлантик". 10 августа 1999 года МиГ-21бис сбил патрульный самолёт пакистанских ВМС "Атлантик", который, по мнению индийской стороны он пересек государственную границу Индии.

Летом 1987 года, Индия решает вмешаться в гражданскую войну в Шри-Ланке на стороне правительства. Планировалось, что войска будут выполнять роль миротворцев, но очень скоро они оказались втянуты в боевые действия против движения "Тигры освобождения Тамил-Илама". В этом конфликте истребители МиГ-21 выступили в необычной для себя роли штурмовика и наносили воздушные удары по позициям ТоТИ.

Post Scriptum

Еще одна занимательная история связанна с индийскими МиГ-21. 3 мая 2002 года, в результате отказа двигателя индийского МиГ-21бис, самолет потерпел крушение и упал на жилой дом в Джаландхаре. Летчик катапультировался, однако не обошлось без жертв среди гражданского населения. Сразу после этого в Высоком суде Дели рассматривался иск летчика ВВС Индии, который требовал признать истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим права человека на жизнь и речь идет не о тех людях, против кого его можно использовать. Санджит Сингх Кайла утверждает, что МиГ-21 нарушает его право на жизнь и не обеспечивает безопасные условия труда. Иск впрочем был отклонен, но вызвал большой общественный резонанс, как в ВВС, так и у общественности.

Из более чем 900 единиц МиГ-21, когда либо стоявших на вооружении ВВС Индии, разбилось более 400 самолетов, пoгuблo 130 летчиков. С 2010 по 2013 годы произошло 29 аварий, 12 из которых с "двадцатьпервым". Но почему-то при этом не учитывается ни возраст, ни количество самолетов, а МиГ-21 был самым массовым истребителем ВВС Индии. Ну и самым важным являются правила эксплуатации и технического обслуживания. МиГ-21бис серийно производился в Индии с 1974 года, при чем специалисты из СССР вели постоянное сотрудничество с индийскими коллегами. Но после развала Союза отношения прекратились. Отсутствие оригинальных запасных частей и должного обслуживания, привели к участившимся авиакатастрофам.

Вот что по этому поводу написал Маршал авиации Индии Малкольм Ширли Дандас Воллен:

История службы МиГ-21 была великолепной, отличный самолет. Однако в последнее время представители ВВС и общественности негативно отзывались о безопасности эксплуатации этого самолета. С каждой аварией возмущение неосведомленной общественности, иногда основанной на неверных сообщениях СМИ, становилось все громче. После трагической катастрофы в Джаландхаре 03 мая 2002 года, самолет вообще окрестили "летающим гробом". Совершенно справедливо, что ВВС временно приостановили летную подготовку на машинах не приведенных в боевую готовность.

"Летающий гроб" - такое же прозвище имел и F-104 среди пакистанских летчиков, и по тем же самым причинам, что и в Индии.

Разговоры о том, что самолет небезопасен для полетов, прямо скажем, чушь. Следует помнить, что сотни вариантов МиГ-21 безопасно эксплуатируются с апреля 1963 года. Вариант BIS поступил на вооружение в 1977 году, лицензионное производство 220 самолетов закончилось в 1988 году. Помимо улучшения характеристик, были внедрены и системы безопасности, например новые закрылки обеспечивающие более медленный заход на посадку, изменения улучшившие обзор взлетно-посадочной полосы, автопилот по крену и тангажу, системы для полетов ночью и в условиях сильной облачности, возможность катапультирования с уровня земли.

К сожалению, компоновка кабины и внешний вид оставались "кошмаром", но в целом большое количество используемых самолетов "бис" являются относительно новыми, израсходована только половина их технического ресурса, которая составляет 3000 часов налета. Около 125 самолетов должны быть модернизированы до стандарта МиГ-21-93, компания производитель постоянно проводит капитальный ремонт планера, двигателя и других систем. Обслуживание первой и второй линии осуществляется ВВС регулярно. Главное, чтобы материалы, компоненты (местные или импортные), установленные компанией производителем, соответствовали спецификациям и размерам, особенно это касается компонентов двигателя, топливной и гидравлической систем. Необходимо, чтобы процедуры капитального ремонта и ТО строго соблюдались и в компании и в ВВС. Ни один самолет в мире не может считаться годным к полетам, если не будет сделано вышеупомянутое. За свою 25-тилетнюю карьеру я летал на истребителях Folland Gnat и его индийском варианте HAL Ajeet, а потом на МиГ-21. Ни на одном я не попадал в аварии, просто следуя инструкциям к полетам и ТО. Необходимо понимать, что любые скоропалительные выводы не могут быть рациональными.

Детальный анализ аварий МиГ-21 индийских ВВС показывает, что основными причинами являются (по убыванию случаев):

  1. Человеческая фактор - 41%, примерно такой же и у других стран эксплуатирующих МиГ-21;
  2. Технические неисправности.
  3. Попадание птиц в двигатель.

А вот еще мнение.

Так получилось, что некоторые немецкие летчики, имели опыт полетов, как на истребителях МиГ-21, так и на F-104. И вот, что они говорили: Обе машины мощные и эффективные, но не выдающиеся. Эффективными их делали сочетания качеств, хотя каждое из этих качеств в отдельности, не представляет интереса. МиГ-21 хорош для задач по прикрытию войск и объектов, живуч, не сложен в эксплуатации, имеет не плохую маневренность. Приемистый двигатель. В плохую погоду малоприменим. Ударные возможности слабые, а поисковые возможности радара незначительны. Кроме того он не имеет возможности сверхзвукового полёта на малых высотах.

F-104G, это фронтовой бомбардировщик и носитель ядерного оружия. Очень эффективен при прорыве плотной ПВО. Имеет возможность сверхзвукового броска на малой высоте (до 1300км/ч). Как истребитель слаб. Очень плохие посадочные характеристики. Двигатель требует внимательного отношения к числу оборотов. При внезапном падении оборотов происходила просадка по высоте полета, что очень опасно при посадке и при скоростных бросках на малых высотах. Так и происходило большинство катастроф.

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Для желающих помочь каналу рублем:
5536 9138 9630 2045

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!
@militan