Найти тему
Ирина Минкина

От монастыря к острову

Сериалу «Монастырь» Минкульт отказал в прокатном удостоверении. Я понимаю, что большей рекламы этому фильму не могли сделать. Однако масштабы его распространения всё равно будут ограничены. Кстати, снялась в этом проекте Настя Ивлеева – блоггерша, которая любила (а может, и до сих пор любит, просто я не в курсе) обсуждать разные интимные части тела в своих социальных сетях. И этот человек был призван, образно говоря, в ряды тех, кому доверили разбираться в теме церкви, её порядков и внутренних взаимоотношений. Понятное дело, Настя – она эксперт по церковным делам. Да и актриса великая, чего уж там…

Я считаю, что для того чтобы у таких фильмов не было аудитории и рекламы, их просто не нужно снимать. Ведь та же тема опорочивания церкви – она не нова. По ней кто только не проехался. А иные личности и в целом-то свою карьеру построили на этом. При этом ни эти «строители», ни их публика скорее всего не задумывались о том, а что же критики предлагают взамен. Какие духовные основы? Или никаких? Или это просто была борьба с теми, кто ещё хоть как-то мог упрекнуть человека в непотребстве? Ну чтобы уж совсем люди, как говорится, под тем предлогом, что «а вы сами не идеальные», могли творить что угодно. Свобода-с…

Но я, собственно говоря, не об этом хотела сказать. Я хотела задать вопрос своим читателям (и себе тоже, конечно): почему у нас о любом деле, о любом начинании судят по ХУДШИМ? Причём это справедливо как в отношении отдельных людей, так и общественных институтов.

Церковь в последние годы могла появиться в т.н. прогрессивных СМИ исключительно в связи с каким-нибудь скандалом. Подробности выносились на всеобщее обсуждение, причём часто было не очень понятно, чего в том обсуждении больше: реальной критики или смакования негатива.

Почему никто не обсуждает и тем более не снимает никакое кино про тех священников, которые сейчас находятся на передовой в зоне СВО, которые поддерживают словом и верой наших бойцов? А ведь они часто заменяют нашим бойцам на фронте родных и близких, которые от них далеко. Именно священникам солдаты задают самые тяжёлые, самые больные вопросы – о справедливости, о боли и страхе, о вере и смерти. Именно они часто оказываются теми людьми, которые провожают умирающих за нашу страну в вечный путь. Эти священники также погибают на передовой. А ведь их никто не заставляет (и не может заставить) отправиться в зону боевых действий. Всё это – исключительно добровольцы. Более того: их никто не финансирует, нет таких госпрограмм. Их семьи не получают статус семей участников боевых действий. У нас даже сводных списков погибших священников нет. Только некоторые телеграм-активисты пишут о них, публикуют их фото и какую-то информацию о них.

А вот про какие-то «солёные подробности» из жизни церкви – это пожалуйста, это СМИ готовы и растиражировать, и обсудить, и даже кино снять по этому поводу. Может, мы вообще как публика перестали воспринимать что-то хорошее, доброе и вечное? Может быть, поэтому нас так долго и упорно кормят «скандалами, интригами, расследованиями»? Или мы не такие, но нас заставляют? А если заставляют, то как так получается, что на таких материалах СМИ, телеканалы и продюсерские центры зарабатывают большие суммы? Значит, всё-таки отклик есть?..

… Кто-то смотрел фильм Павла Лунгина «Остров»? Фильм 2006 года. Вообще удивительно, каким таким невероятным образом этот фильм был снят и выпущен в начале 2000-х. Пётр Мамонов сыграл там подвижника монастыря – в прошлом предателя-коллаборанта во время Великой Отечественной. Человека, который живёт муками совести и отмаливает свой неотмаливаемый (в его же понимании) грех. Если кто-то не видел, то обязательно посмотрите. А главное – все, кто видел этот фильм (из моего окружения), были похожи на людей из подземелья, вышедших на воздух впервые за долгое время тёмного сидения и вдохнувших этот воздух после мутной выматывающей пыли.

Поэтому – всё-таки НЕТ, не в людях дело. Человек всегда одинаков, и не я это сказала, а классик. Человек по большей части наполняется тем, чем его наполняют. Если долго наполняться культурным фастфудом, то душа в конце концов деформируется от этих бесконечных «духовных ГМО», причём в некоторых случаях так деформируется, что нормальную духовную пищу, пожалуй что, и не воспримет больше. Однако, к счастью, не всегда и не со всеми такое происходит. Фильм «Остров» - яркий тому пример.

Поэтому я надеюсь, что стараниями нашего Минкульта, наших деятелей искусств и нас самих такого вот фастфуда в нашей жизни и в нашей душе станет меньше. Что лично мы можем для этого сделать? Игнорировать то не очень хорошее, которым нас пытаются духовно накормить. Не есть это.