В связи с введением санкций и закрытием европейских границ белорусский и российский грузопоток развернулся на восток. Так, в 2022-ом году перспективность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья резко возросла. Однако восточный логистический рынок существенно отличается от западного. И это создает определенные трудности как для перевозчиков, так и для грузовладельцев, решивших работать по этим направлениям.
Для того, чтобы выяснить, какого рода проблемы встречаются чаще всего, международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей. У перевозчиков и грузоотправителей из Беларуси и России спросили, с какими сложностями они сталкиваются при работе со странами Средней Азии и Закавказья. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии. Оказалось, что чаще всего при работе на восточных направлениях возникают проблемы с оплатой и безопасностью водителей.
Не испытывают никаких трудностей и успешно работают со странами Средней Азии и Закавказья 10% опрошенных. Только присматриваются к этим направлениям, но еще не работали по ним 13% от принявших участие в опросе.
Еще 19% респондентов отметили высокую конкуренцию, а 23% считают, что безопасность как водителей, так и грузов оставляет желать лучшего. На низкий уровень комфорта водителей, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса пожаловались 26% участников опроса. Самой же распространенной проблемой стал непонятный документооборот и задержки с оплатой. Об этом заявили 29% опрошенных.
Несмотря на то, что конкуренция, как видно из опроса, высока, в комментариях некоторые грузоотправители отмечают «бешеные» ставки у перевозчиков. Сами же перевозчики чаще пишут о плохом качестве дорог. Кроме того, респонденты пожаловались на пропускная способность КПП «Верхний Ларс», высокую стоимость казахского и монгольского ОСАГО. Отметили они и то, что по направлениям Армения/Турция/Азербайджан мало перевозчиков, которые бы предоставили полный пакет документов для проверки их надежности.
По словам директора компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, высокая стоимость перевозок в страны Средней Азии и Закавказья — значимая проблема на сегодня.
«Часто заказчики оказываются не готовы к ставкам, по которым могут работать перевозчики. Но у высоких цен есть объективные причины – перевозки в эти регионы связаны с большими затратами, следовательно и ставки приходится поднимать», — пояснила она.
Однако, как отмечает эксперт, популярность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья только растет с начала года. И такая тенденция, скорее всего, сохранится в дальнейшем. «С одной стороны этому способствует хорошая рентабельность таких маршрутов для перевозчиков, с другой — укрепление партнерских торговых отношений со странами Востока. По мере роста товарооборота между государствами упрощается бюрократическая сторона логистики — выдаются дополнительные разрешения, оптимизируются трансграничные процедуры», — сказала Татьяна Солдатенко.
Что касается безопасности, придорожного сервиса, документооборота — сложности, которые чаще всего выбирали участники опроса — то решение этих проблем не такая уж и далекая перспектива, полагает эксперт. Надо учитывать, что страны Средней Азии и Закавказья осознают рост своей значимости в логистических цепочках и заинтересованы в том, чтобы максимально использовать свой транзитный и экспортный потенциал, считает она.
«Во многих странах развитие логистики уже поставили в приоритет на государственном уровне. Это значит, что можно рассчитывать на решение вопросов с качеством дорог, безопасностью и комфортом водителей. В отношении же проблем с документооборотом и задержек оплаты, хочу сказать, что мы уже видим на среднеазиатском рынке резкий рост спроса на автоматизацию процессов и цифровые инструменты. Так, только на Бирже ATI.SU в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане количество зарегистрированных пользователей за этот год значительно выросло. А использование онлайн-площадок и инструментов автоматизации и цифровизации напрямую влияет на повышение прозрачности всех этапов логистических процессов. В том числе, упрощает документооборот и позволяет проверять контрагентов на надежность», — отметила Татьяна Солдатенко.