Найти тему
НБКИ

Ответственность банка за ошибки в кредитной истории клиента

Банкам и другим пользователям кредитных историй важно знать всю правду о том, как их заемщики обслуживали свои долги. Но иногда сами кредиторы становятся виновниками неверных записей.

Почему банки допускают ошибки в кредитных историях

По закону «О кредитных историях» источниками формирования кредитной истории заемщика являются банки и другие кредиторы. Они обязаны передавать в бюро кредитных историй всю информацию о кредитах и займах клиента, ходе их погашения, а также об отказах по кредитным заявкам.

При этом закон регулирует не только порядок отправки такой информации в бюро кредитных историй, но также порядок и процедуру исправления неверных сведений в кредитной истории. Важно, что исправлять ошибки в этом случае может сам заемщик через бюро кредитных историй. Банки же и другие финансовые организации без официального письменного запроса клиента исправлять свои ошибки не обязаны и не несут за них конкретного наказания.

Закон устанавливает для кредиторов двухдневный срок для передачи информации в бюро кредитных историй после факта свершившегося события (например, внесения очередного платежа). При этом совсем недавно срок был больше – пять рабочих дней. Поэтому может получиться, что банк обновляет кредитную историю слишком поздно. Тогда плановый платеж может отразиться как просроченный. А иногда при передаче большого массива данных могут просто «потерять» в своем отчете сведения о погашенном кредите какого-то заемщика. В результате по факту погашенный кредит в кредитной истории значится как активный.

В результате если сам человек не проверит свою кредитную историю, он может продолжать числиться должником. Это будет ухудшать его финансовую репутацию в глазах других кредиторов и негативно влиять на способность брать новые кредиты.

Как подстраховаться от чужих ошибок

-2

После внесения последнего платежа по кредиту обязательно возьмите в банке или МФО справку, что кредит и кредитный счет закрыты. Банки обязаны выдавать такую справку. Она пригодится вам для запроса в банк, если вы обнаружите ошибку в своей кредитной истории.

Если у вас есть активные или недавно погашенные кредиты, регулярно проверяйте кредитную историю.

В НБКИ это можно сделать за 1 минуту через личный кабинет на сайте. В мобильном приложении НБКИ-онлайн, если вы скачаете его на свой смартфон, кредитную историю можно проверить в любой момент в режиме реального времени: даже прямо в офисе банка, где вы оформляете кредит (согласитесь, полезно узнать, какой информацией руководствуется кредитор при принятии решения).

Если вы проверяете кредитную историю впервые, через Госуслуги сделайте запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России. Там вам ответят, в каком именно бюро (их может быть несколько) хранится ваша кредитная история. И дадут активные ссылки.

Как регулятор наказывает банки за неправильные кредитные истории

-3

Тем не менее, банки регулярно получают наказания за неправильное обращение с кредитными историями. В частности, за допущенные ошибки.

Так, для должностных лиц финансовых организаций размер штрафа может составить от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Конечно, это кажется не такой большой суммой, но здесь «воспитательный эффект» административной меры важнее финансовой потери.

Кроме того, Банк России по обращению заемщика может более пристально посмотреть на то, как поднадзорная организация в принципе обращается с кредитными историями. И это тоже оказывает свое влияние на то, чтобы такие ошибки не повторялись.

Правда, здесь и сам заемщик должен занимать ответственную позицию. Это значит – регулярно проверять свою кредитную историю и следить за возможными ошибками в ней.