Продолжаю публикацию своей новой книги "Белый царь." См. Глава 1, Кто это?, основанной на опубликованных и еще не опубликованных материалов. В предыдущей главе мы уже объяснили, что есть многие десятки библейских пророчеств о Предтече - о Белом царе - пророчеств, которые мы годами разбирали на Открытой Семинарии. И мы еще вернемся к ним - ближе к концу этой книги. Такой порядок избран для удобства читателя - потому что те пророчества, которых мы коснемся сегодня, представляют собой своего рода сумму библейских и отражают понимание Ранней христианской Церкви пророчеств о конце времен и о Предтече.
Хочу начать книгу с одного из самых великих, древних и почитаемых пророчеств христианского мира - пророчества, отдельным частям которого уже более двух тысяч лет. Это - пророчества о Белом царе собранные частями в разных сборниках (начиная с 3-4-го веков н.э.) и в полноте содержащимся в так называемом Сборнике Пророчеств императора Льва Мудрого.
Познакомлю читателей сегодня с составителем Сборника, и немного со Сборником - содержание которого представим следующий раз. Вместе пророчества Сборника, длинные и короткие, были записаны в одну книгу в конце 9-го века. Но в отдельности некоторые из содержащихся в сборнике пророчеств (или их частей) найдены в литературе даже второго и третьего века до н.э., и считаются (и являются) наряду с Книгой Даниила и Откровением Иоанна - самыми древними христианскими пророческими текстами.
Это тот уникальный случай, когда даже у самых критически настроенных ученых сомнений в древности документов не возникает. Более того, самые древние пророчества этого сборника, по мнению исследователей, либо восходят к дохристианской эры и записаны христианами, либо записаны в уникальной манере раннего христианского оракула - явления исключительно ограниченного первым веком нашей эры и рамками апостольской церкви. Интересно, что именно пророчества о Предтече, или Белом царе, являются самыми древними в этом сборнике - по единодушному согласию ученых. Но об этом мы поговорим подробнее при разборе документа.
А теперь надо рассказать немного о составителе этого сборника пророчеств, чтобы лучше понять - какую ценность представляют собой сохраненные императором Львом манускрипты.
Лев VI Мудрый или Философ (греч. Λέων ΣΤ' ο Σοφός, Leōn VI) (19 сентября 866 — 11 мая 912) — византийский император (с 886 до 912) из Македонской династии (выдержка из Википедии). Лев VI был учеником патриарха Фотия и известен как церковный оратор и поэт, слава которого в Византии поднималась почти до уровня славы и репутации премудрого Соломона. Как и большинство императоров Македонской династии, Лев был человек незаурядный и деятельный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал стихи, проповеди, сочинения о воинском искусстве, и переписывал древние пророчества.
И вот именно увлеченность его пророчествами о Бедном, или Белом царе, или Последнем императоре во многом определила как характер самого Льва Мудрого, так и характер его славного царствования. Можно сказать, что Лев Мудрый не просто собрал воедино все имеющиеся древние пророчества о Белом царе - как мы делаем это на Открытой Семинарии. Он был настолько потрясен этими пророчествами (как потрясены, возможно, и мы), настолько вдохновлен ими, что сам старался жить и править так, как будет жить и править благословенный Белый царь.
Лев Мудрый был действительно удивительно мудрым человеком, и главным источником его духовного, политического, социального и прочих вдохновений и деяний была, безусловно, пророческая фигура возлюбленного им Последнего императора, которому он пыталя во всем подражать. Таким образом, сама жизнь, невероятные успехи, процветание, приключения Льва Мудрого - это своего рода комментарий, выражающий его понимание того, каким должен быть идеальный правитель. Приведу лишь некоторые примеры.
Будучи императором он любил отправляться по ночам в бедной одежде на прогулки по ночной столице, чтобы узнать - как на самом деле живут люди. Мог зайти в любой дом и, попросить (оставаясь неизвестным) покушать, или переночевать. Он беседовал с этими людьми, смеялся с ними, пил вино, узнавал о их настоящей жизни, становился другом. Анонимно он посещал много таких друзей, которые и не догадывались - кто он. Проверяя бдительность стражников, он даже мог устроить дебош и драку - с тем, чтобы посмотреть, что сделает "полиция". Он был чрезвычайно доволен, когда как-то раз солдаты приняли его за бродяжку и отправили в тюрьму.
Мне кажется, Белый царь будет вести себя таким же образом. Иначе зачем быть царем? Чтобы сидеть где-то в бункере и всего страшиться? Но такие "царства" уже есть - сплошь и рядом. И в нем лучше быть простым человеком, чем великим правителем.
Белый царь, в понимании Льва Мудрого, должен дать людям такое общество, в котором даже царю будет безопасно прийти в любой дом, быть самим собой. И он знал, что такое общество будет построено - но не в Византие, а к северу, на Руси, у "белокурого народа", царем которого будет Белый царь.
Изучение императором Львом Мудрым пророчеств о Белом царе немало способствовала его грамотной внутренней политике. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, было систематизировано право. Император значительно поднял уровень жизни населения Византии.
Интересно, что чтение и понимание пророчеств дали императору возможность в корне исправить положение вещей. Из пророчеств о Белом царе император Лев понял, что главным и первым шагом его реформы будет церковь - крайне коррумпированная церковь сделалась источником духовного разложения общества и представляла угрозу государству (как в России в 1917).
Главное препятствие к расцвету государства и его граждан Лев Мудрый видел (благодаря пророчествам о будущем, которые он примерял и к настоящему) в лице коррумпированного духовенства - вплоть до патриарха (того времени)! Дело в том, что Патриарх Николай обвинил императора в еретичестве и даже подверг тяжкой по тем временам каре — отлучению от причастия и недопущению в храм. Несколько раз перед главным входом в храм св. Софии разыгрывалась тягостная сцена, когда император со слезами на глазах упрашивал его впустить, а патриарх преграждал ему путь.
Дело в том, что в ту пору произошло восстание Андроника Дуки против императора. Мятежники захватили часть провинций и двигались на Константинополь. В письме 906-го года Патриарх договаривается с мятежниками о низложении императора, и чтобы подорвать его влияние объявляет его еретиком и изгоняет из церкви.
Но когда отчаявшийся Андроник Дука потерпел поражение и бежал с частью войск к арабам, где принял ислам, патриарху пришлось сдаться и уйти в отставку. С тех пор император не доверял духовенству, и с особым вниманием относился текстам Сборника пророчества, которые говорят о полной коррупции высшего и среднего духовенства в последние времена.
Другим огромным влиянием документа на Льва Мудрого был пересмотр его отношения к Руси. До сего времени Византийские императоры либо просто ненавидели русичей, либо боялись их, либо считали дикарями. Лев Великий, зная и понимая, какая великая участь предстоит этому народу, заключил с, можно сказать, первым Белым царем Руси - Олегом Вещим - торговый договор от 2 сентября 911 года, являющийся первым упоминанием о Руси как государстве. В более ранних источниках это слово служило лишь обозначением купцов и воинов с Севера. Знакомство с Русью и ее представителями (в лице того же князя Олега Вещего), возможно, в свою очередь влияло на понимание и толкование самим Львом Мудрым собранных им пророчеств.
В частности, мы увидим, что в пророчествах о Белом царе обетованный государь представлен как живущий "на севере", "за пределами" Византии, у него "медового цвета волосы", а народ его "белокур". Эти и другие отличительные признаки царя и его народа безусловно указывают на то, что сам Лев Мудрый считал, что царь этот будет из русичей. Грозные обстоятельства прихода в Константинополь Вещего Олега скорее всего укрепили Льва Мудрого в этом понимании.
Пророчества, содержащиеся в сборнике Льва Мудрого (составленном лично императором!), конечно, разнятся в своей древности. Эти пророчества выбрал в сборник также сам император - к великому неудовольствию многих церковников и книжников. Почему?
Ну, хотя бы потому, что они предсказывали воистину страшное и трагическое национальное бедствие - падение Византии, падение Константинополя, захват великой христианской империи турками. Притом пророчества эти настолько детальные, с картинками, с временными указаниями и подробностями, что диву даешься. Мы не будем подробно говорить об этих пророчествах в книге, так как они не о Белом царе, но они уже подтвердили авторитет и истинность пророчеств Сборника.
Нечто подобное можно найти только в Библии, где пророки подробно рассказывали о грядущей национальной трагедии - разрушении Иерусалима и Храма, Вавилонское пленение. И то же самое - в пророчествах Льва Мудрого. Возможно, некоторые пророчества, о будущем (спустя четыре с половиной века!) падении Византии принадлежат самому Льву Мудрому.
Приведу один пример. Сборник содержит пятнадцать пророчеств императора Льва VI Мудрого о конце империи Комнинов и завоевании Константинополя турками. Рукопись с единорогом, которую вы видите на картинке выше, принадлежит Коллегии иезуитов Массимо в Палермо. Весь текст о грядущем падении Константинополя занимает пятнадцать страниц, каждая из которых проиллюстрирована цветными рисунками пером в сопровождении стихов.
Все это можно было бы принять за постдиктум (пророчества, написанные после событий), если бы по всему миру не было бы множество различных древних списков с этого пророчества. Списков, на которых повторяются (с той или иной степенью художественной точности и выразительности) даже картинки из сборника пророчеств (см. фото выше).
Выводы
Лев VI (правивший с 886 по 912) известен тем, что его Сборник в малейших деталях предсказал завоевание Византии мусульманами за шесть веков до этого события. В этом сомнений нет даже у скептиков. Этот блок пророчеств исполнился с удивительной точностью. Но остается еще один блок пророчеств в этом сборнике - пророчества о Белом царе.
Сборник пророчеств предсказывает, что вмешательство Бога произойдет во время надвигающейся катастрофической войны. Оно детально предсказывает внешность, обстоятельства жизни, географические перемещения, характеристики, место и манеру появления «Последнего Императора» или «Великого монарха» - Белого царя. Эти пророчества также показывают, какой будет его будущая деятельность. Это - самое подробное пророчество о грядущем Белом царе. На русском языке оно известно практически не было, хотя части этого пророчества циркулировали еще в дореволюционной литературе, а с развитием интернета появились на разных страничках.
Вообще, существует несколько списков Оракул Льва Мудрого, и все они содержат идентичный материал, и даже картинки нарисованы очень похоже. Но мы рассмотрим венецианский манускрипт 1577 года РС. Barocci 170 - хотя бы потому, что из всех существующих списков он является самым эстетически красиво и дорого оформленным - поистину царственно! Другие копии в художественном плане не догоняют его, делая рассматриваемый нами манускрипт основным документом.
Но списков множество: после 1453 года оракулы были приняты всеми, потому что удивительным образом исполнились их пророчества. Так, согласно Летописи Псевдо-Франца шестнадцатого века: «Самый мудрый Лев, римский император, сам сделал предсказание и обнаружил, что могущественная раса Агаренов [турок] должна была править трижды исчисленную круг, то есть триста лет ". Псевдо-Францы четко идентифицировали Льва Мудрого как византийского императора Льва VI Мудрого (886–912).
Мы начнем с изучения основного документа Раннего и Средневекового периода христианства – Сборника пророчеств Льва Мудрого - содержащего ряд пророчеств о Белом царе, или Последнем императоре. Наш опыт изучения пророчеств Библии о Белом царе поможет нам с пониманием этих пророчеств. Если этого опыта у читателя еще нет, то по прочтении этой книги он, безусловно, появится. Далее, продвигаясь через пророческий образ Белого царя в Библии, мы увидим вновь и вновь те или иные узнаваемые пророчества «О последнем императоре».