Найти в Дзене
ОколоТехники

USA Excelsior Motorcycles - истории мотобрендов

Название Excelsior всегда вызывало некоторое замешательство у некоторых людей, по крайней мере, применительно к истории мотоциклов. Проблема в том, что это название использовалось тремя отдельными компаниями, одной в Великобритании, одной в США и одной в Германии (Excelsior Fahrrad Motorad-Werke). Британская компания действовала с 1896 по 1964 год, в то время как Excelsior в США (позже ставшая Excelsior-Henderson) производила мотоциклы с 1905 по 1931 год.

Эксельсиор США

Как и многие будущие производители мотоциклов, компания Excelsior начинала с производства велосипедов. На самом деле, они производили детали велосипедов, прежде чем производить целые изделия. К концу девятнадцатого века велобизнес переживал бум благодаря групповым поездкам, ралли, гонкам и даже восхождениям на холмы.

Производство мотоциклов Excelsior началось на Рэндольф-стрит в Чикаго в 1905 году. Их первым мотоциклом был односкоростной "байк" с двигателем объемом 344 куб. см, 4-тактный с необычной конфигурацией клапанов, известной как головка «F». В этой конфигурации впускной клапан расположен в головке блока цилиндров, но выпускной клапан был расположен в цилиндре (боковое расположение клапана). Конечная передача мощности осуществлялась с помощью кожаного ремня, соединенного с задним колесом. Этот первый «Эксельсиор» развивал максимальную скорость от 55 до 65 километров в час.

Фабрика в Чикаго
Фабрика в Чикаго

-3

Серия «X»

В 1910 году Excelsior представила конфигурацию двигателя, которой они прославились и которую они будут производить до 1929 года: знаменитую серию «X». Двигатель представлял собой V-образный твин объемом 1000 куб. см. Мотоциклы были обозначены модельными буквами «F» и «G» и представляли собой односкоростные машины.

Excelsior 1913, одноступенчатая «Модель 7 C», 974 куб.см IOE V-twin
Excelsior 1913, одноступенчатая «Модель 7 C», 974 куб.см IOE V-twin

Поскольку мотоциклы Excelsior завоевали популярность благодаря своим превосходным характеристикам и надежности, другая чикагская компания рассматривала возможность выхода на рынок мотоциклов - Schwinn Company.

Компания Игнаца Швинна некоторое время производила велосипеды, но спад продаж велосипедов примерно в 1905 году (отчасти из-за популярности мотоциклов) заставил его присмотреться к другим рынкам. Однако вместо того, чтобы разрабатывать и производить собственную продукцию, компания Schwinn решила сделать предложение о покупке мотоциклов Excelsior.

Компания Schwinn Покупает Excelsior

Потребовалось еще шесть лет (1911), прежде чем компания Schwinn завершила покупку Excelsior за 500 000 долларов. Интересно, что 1911 год был также годом, когда другой производитель мотоциклов, который впоследствии стал синонимом компании Schwinn, выпустил свой первый мотоцикл. В том же году компания Henderson motorcycles выпустила свой первый рядный четырехцилиндровый двигатель.

К этому времени мотоциклы также вытесняли велосипеды на соревнованиях. Многие гонки проходили на границах штатов и даже на автодромах. Автодромы, первоначально предназначенные для велосипедных гонок, представляли собой овалы с высокими бортами, сделанные из деревянных досок шириной 2 дюйма.

-5

Чтобы популяризировать бренд, Excelsior участвовала во многих соревнованиях и установила ряд мировых рекордов. Заводские гонщики, такие как Джо Уолтерс, установили новые рекорды на овалах, например, первый мотоцикл проехал со средней скоростью 140 километров в час за шесть кругов по овальной трассе, преодолев дистанцию за 1 м - 22, 4 секунды.

Первый мотоцикл достигший скорости 100 миль в час.
Первый мотоцикл достигший скорости 100 миль в час.

Еще один рекорд, установленный в это время, принадлежал компании Henderson, когда гонщик Ли Хамистон зафиксировал максимальную скорость 100 миль в час. Эта веха была достигнута на настольной трассе в Плайя-дель-Рей, Калифорния. Этот рекорд помог компании Henderson увеличить продажи в США, а также экспортировать машины в Англию, Японию и Австралию.

К 1914 году бренд Excelsior зарекомендовал себя как один из самых успешных производителей мотоциклов в мире. Поскольку производство увеличилось, чтобы удовлетворить спрос, возникла необходимость в новой фабрике. В то время новый завод был по последнему слову техники и включал в себя испытательный трек на крыше! В том же году завод также предложил свой первый 2-тактный двигатель с 250-кубовым одноцилиндровым двигателем.

Год спустя, в 1915 году, Excelsior представила новую модель с большим литровым V-образным твином с трехступенчатой коробкой передач. Компания утверждала, что этот мотоцикл был «самым быстрым мотоциклом в истории».

В тысяча девятьсот шестнадцатом году бренд Excelsior использовался многочисленными полицейскими и даже военными США во время кампании Першинга в Мексике.

В 1915 году был представлен ‘Большой X’ V-Twin, силовая установка 61 CID, которая продолжалась до 1925 года. Big X рекламировался как самый быстрый мотоцикл в истории. В силу ряда обстоятельств Уилл Хендерсон продал свою мотоциклетную компанию концерну Excelsior/Schwinn в 1917 году, и компания тогда была известна как Excelsior-Henderson. Компания установила множество рекордов и выиграла множество гонок вплоть до того момента, когда в 1931 году, в разгар Великой депрессии, производство мотоциклов резко прекратилось.
В 1915 году был представлен ‘Большой X’ V-Twin, силовая установка 61 CID, которая продолжалась до 1925 года. Big X рекламировался как самый быстрый мотоцикл в истории. В силу ряда обстоятельств Уилл Хендерсон продал свою мотоциклетную компанию концерну Excelsior/Schwinn в 1917 году, и компания тогда была известна как Excelsior-Henderson. Компания установила множество рекордов и выиграла множество гонок вплоть до того момента, когда в 1931 году, в разгар Великой депрессии, производство мотоциклов резко прекратилось.

Из-за финансовых причин и нехватки сырья компания Хендерсона предложила продать компанию Excelsior в 1917 году. В конце концов Швинн принял предложение и перенес производство Hendersons на фабрику Excelsior. Примерно три года спустя Уилл Хендерсон разорвал свой контракт со Schwinn и ушел, чтобы основать другой завод по производству мотоциклов с партнером Максом М. Сладкиным.

В 1922 году компания Excelsior-Henderson стала первым производителем мотоциклов, выпустившим мотоцикл, который преодолевал милю за 60 секунд по грунтовой трассе. В этом же году также был представлен Excelsior type M, одноцилиндровый агрегат, который в основном представлял собой половину двухцилиндрового двигателя. Кроме того, был представлен новый Henderson под названием De Lux, оснащенный многими усовершенствованиями двигателя и увеличенными тормозами. К сожалению, в этом году также погиб основатель Henderson Уилл Хендерсон в результате аварии на мотоцикле. Он тестировал новую машину.

Полиция Покупает Хендерсонов

Машины Henderson по-прежнему пользовались популярностью у полицейских сил США: более 600 различных подразделений предпочли марку таким мотоциклам, как Harley Davidson и Indian.

Побитие рекордов на заре производства мотоциклов было обычным делом. А бренды Excelsior и Henderson записали многие пластинки. Один рекорд, который все еще остается в силе, был достигнут гонщиком Хендерсона Уэллсом Беннеттом.

Беннетт проехал на «Хендерсон Де Люкс» из Канады в Мексику в 1923 году и установил рекорд в 42 часа 24 минуты. Затем он добавил коляску и пассажира - Рэя Смита - и поехал обратно в Канаду, побив рекорд коляски.

Последним и одним из самых успешных Excelsior был Super X. Этот мотоцикл, представленный в 1925 году, выиграл множество гонок на доске, установив при этом множество мировых рекордов.

Это был самый известный мотоцикл Excelsior, произведенным этой компанией, и был первым американским мотоциклом объемом сорок пять кубических дюймов.
Это был самый известный мотоцикл Excelsior, произведенным этой компанией, и был первым американским мотоциклом объемом сорок пять кубических дюймов.

Super X был рестайлингован, чтобы стать современным флагманом в 1929 году, но он также был последним из Excelsior-Hendersons, поскольку компания внезапно закрылась 31 марта 1931 года из-за депрессии после краха Уолл-стрит. Несмотря на то, что у компании было много заказов как от полиции, так и от дилеров, Игнац Швинн решил, что депрессия будет усугубляться, и поэтому он решил уволиться, пока на коне.

Вот так резко закончилась история этой марки.