После успеха недавно открытой Санкт-Петербургской консерватории, первого учебного заведения такого рода в России, в 1866 году в Москве открылась вторая консерватория. Среди новых профессоров был один из первых выпускников петербургской школы — молодой композитор Петр Ильич Чайковский.
К марту 1866 года молодой профессор приступил к созданию своей Первой симфонии. До этого он написал около полудюжины коротких оркестровых работ, впрочем лишь некоторые из них были исполнены. Но композитор чувствовал, что готов приступить к чему-то более амбициозному.
Но чем больше он пытался писать симфонию, тем больше расстраивался из-за своих преподавательских обязанностей, которые отнимали у него время от сочинительства. Так, во время летних каникул он отправился с семьей на небольшую дачу под Петербургом, решив серьезно продвинуться в работе над симфонией. В это время он работает днями напролет, иногда — до поздней ночи.
Перед возвращением в Москву он показал свою еще незаконченную партитуру А. Рубинштейну и Н. Зарембе, профессорам Петербургской консерватории, у которых учился, надеясь, что они согласятся исполнить ее, когда она будет закончена. К сожалению, работа им не понравилась, они высказали много критических замечаний, большинство из которых Чайковский считал необоснованными. Он потратит еще более года на работу над симфонией, а потом внесет в нее новые изменения в 1874 году, спустя восемь лет после начала работы (именно в этой версии симфония была издана П. И. Юргенсоном в 1875 году).
Тем не менее, Чайковский с особой любовью относился к этому произведению, считая его «грехом милой юности». Ему одному было известно, какие труды стояли за очаровательными мелодиями симфонии и ее яркой оркестровкой.
Чайковский дал симфонии программное название «Зимние грезы» и атмосферные названия первым двум частям. Первая часть, «Грёзы зимнею дорогой», начинается с чарующей мелодии флейты и фагота. Медленная вторая часть «Угрюмый край, туманный край» — одна из самых вдохновенных в его творчестве. В этой части Чайковскому удается создать изысканные, снежные оркестровые эффекты. В третьей части — скерцо — Петр Ильич продемонстрировал свой талант симфониста, создавая в оркестровке непредсказуемую игру созвучий. Последняя часть основана на варианте русской народной песни «Я посею ли, млада». В этой части Чайковский показал мастерство контрапункта, сплетая многочисленные мелодии в калейдоскопическую текстуру.
Свою Первую симфонию Петр Ильич закончил грандиозным финалом, буквально оркестровым фейерверком. Целиком она впервые была исполнена под управлением Н. Г. Рубинштейна 6 февраля 1867 года в Москве. Московская публика горячо приняла премьеру, но настроенный очень самокритично Чайковский не был удовлетворён своим творением.
Послушаем «Зимние грёзы» в первом концерте новой зимы ❄️
📅2 декабря, 19:00
🏛БЗК
🎫Билеты