Найти в Дзене
НДН.ИНФО

Денис Матросов: «Хочется в каждой роли немножко Гамлета…»

Оглавление

50 лет – рубеж, подходя к которому, человек подводит итоги. В застольных тостах гости обязательно упоминают про посаженное дерево, построенный дом и выращенного сына. Кто-то оставляет дома и деревья в планах на вторую половину жизни, а кто-то и в первой перевыполняет задачу. Актер, режиссер и продюсер Денис Матросов сыграл в 44 фильмах, среди которых — культовые и любимые «Подари мне жизнь», «Дом с лилиями», «Уроки счастья», «Домохозяин», «Профиль убийцы», «Счастливый билет» и многие другие. Построил три дома, у него растут два прекрасных сына… Но настроение у юбиляра отнюдь не праздничное, и тому есть свои объяснения…

-2

Родом из детства

— Денис, 10 декабря вам исполнится 50 лет…

— Я не скрываю свой возраст, но день рождения меня не радует. Не хочу ни поздравлений, ни праздников — ничего не хочу. Мой внутренний мир на сегодняшний момент подломлен.

— Почему же?

— Думаю, не выполнил я своих обещаний перед самим собой, и мои ожидания не сбылись: не сделал того, что должен был сделать. У меня семья всегда была в приоритете, но… не складывается пока… Надеюсь, новые рубежи исправят моё мироощущение…

— Грустные мотивы. Вот в детстве дни рождения — всегда праздник!

— Это точно! У нас была традиция, которую и я стараюсь соблюдать: мама на любой праздник писала поздравления и рисовала что-то красивое на зеркале – и, может, не на одном. Конечно, собирали друзей и родственников. Я помню свой первый юбилей — десять лет, — который мне устроил папа. Это было что-то невероятное! На столе был настоящий краб! Где папа его раздобыл в 1982 году??? Он собрал всех родственников. И это был мой счастливейший юбилей! Увы, традицию собираться поддерживало старшее поколение — а мы, двоюродные и троюродные братья и сестры, уже редко собираемся, общаемся редко…

— Представляю, сколько дарили подарков, если много родственников!

— Подарки — обязательно! Но готовили их так, чтоб никто ничего не знал. Спросить, что ты хочешь, и подарить – не интересно. И ценность подарков заключалась не в стоимости, а в индивидуальном подходе, внимании и любви! Вы знаете, конфетка, сделанная из топленого сахара, заботливо завернутая в кусочек фольги мамой и утром найденная под подушкой — не в праздник, а просто в будний день, просто так — ценнее всего на свете!

— Какой самый запомнившийся подарок для вас сейчас?

— Самые дорогие и запомнившиеся подарки — те, которые дарят Федя и Ваня (сыновья Дениса, одиннадцати и шести лет. — Прим. авт.). Они рисуют мне картинки. Никакие подаренные телефоны и крутые часы не сравнятся с этими листочками! Они заранее готовятся, мамы им помогают, что-то придумывают, они очень хотят меня порадовать и трепетно к этому относятся.

-3

Подарки и издержки профессии

— Вашего папы не стало, когда вам было 11 лет. Чему он успел научить вас и что вы передаете своим сыновьям?

— Ценить семью. Когда папы не стало, у мамы рухнул мир. Она была очень молодая, но после смерти папы — ни с кем и никогда. Такой вот пример «лебединой верности». И еще папа научил меня работать руками. Даже не то чтобы учил — он все делал сам начиная от починки «Запорожца» до обустройства дома. Он был инженер и архитектор и любил из каких-то деталей и кусочков придумать и собрать что-то, починить. Мне этот так нравилось! Я и сейчас очень люблю делать что-то своими руками, мастерить, чинить. Вот только утром перед нашим разговором починил две тепловые пушки. И детей я стараюсь приучать работать руками. И мальчишки мне с удовольствием помогают. Стараюсь, чтобы и для них это было важно. Мужчина с руками должен быть!

— Актер-маляр — это что-то новенькое…

— Вы знаете, да, я сам построил три дома, в прямом смысле слова: начиная от проекта на компьютере, дизайна и заканчивая кладкой кирпичей, штукатурки, укладкой полов — в общем, полной отделки. Гены проснулись! И все время казалось, что я сам лучше и плитку положу, и кирпичи. Мне хотелось доказать, что я – мужик. Да и интересно же! Только эти дома семью не сохранили — напротив, Маша (Мария Куликова, жена Дениса. – Прим. авт.) вообще была против моего такого активного участия в строительстве. Сейчас ребята из нашей хоккейной команды артистов «КомАр» шутят: «Матросов, хватит строить дома!» Но мои жёны — все с домами остались…

-4

— А не хотелось изначально пойти в другой ВУЗ — более прикладной, что ли?

— Да, истинно: хочешь приключений на одно место — имею в виду голову (Смеётся.) — поступай в театральный. Изначально я собирался в Плехановский, но мою жизнь развернул случайный конкурс чтецов: сначала в школе — первое место, потом — в районе, и в итоге — победа на городском конкурсе. Судьба решилась, хотя все родственники были категорически против, только мама поддержала. А актерскую профессию я отчасти сейчас поменял. Точнее, расширил рамки. Несколько лет назад задумался, что хочу делать свои спектакли, работать с актерами, режиссерами, авторами, с которыми именно мне хочется.

И на сегодня я стал продюсером своего коллектива: создал Театр Дениса Матросова. Плюс попробовал себя в режиссуре. Актерство — это прекрасная, но слишком зависимая история. Она дает повод задуматься: что ещё ты можешь в себе развить, чем заняться другим, смежным с основной деятельностью? Во время пандемии из-за бесконечных отмен и переносов спектаклей финансово прогорел… Но все обязательно будет хорошо, так как наши спектакли — добрые, смешные, без надоевшей всем пошлости. Комедии «Двое в лифте, не считая текилы» и «Ты будешь мой!» полюбились зрителям и уверенно завоевали их сердца. Нас посмотрели уже больше 500 тысяч человек в более чем в двух сотнях городов в России и за рубежом!

— У вас был и режиссерский опыт…

— Да, в театре. Первый спектакль «Я подарю тебе небо» поставил как режиссер с Панкратовым-Черным и Светланой Тома, потом в Ногинском театре – мюзикл-сказка «Волшебная сила» и комедия-притча «Димыч, не гони Зинона!».

— А в кино не хотели ли бы попробовать?

— Есть у меня мечта — снять умную комедию. Возможно, за основу возьму опыт работы над «Димыч, не гони Зинона!». Основа хорошего кино — это сценарий, с него всё начинается. И я его ищу.

-5

В гостях у сказки

— Ваша телекарьера началась со сказки: вы попали в программу «В гостях у сказки»…

— Я учился на первом курсе школы-студии МХАТ, а у моего однокурсника жена работала на телевидении. Она сказала, что ищут соведущего для Валентины Михайловны Леонтьевой, и вроде я по описанию подхожу. Я приехал, поговорил с режиссером, мне примерили костюм и через день сказали: «Приезжай на съемку». У меня поджилки трясутся, текст учу…

— От чего поджилки тряслись?

— От неизвестности и от близости в кадре с легендой — с самой тетей Валей! Кстати, вы знаете, мы с ней очень много разговаривали о семье — возможно, потому, что я ровесник её сына, а отношения с родным сыном для нее были очень трудные и важные. Она сама всегда начинала говорить на эту тему, и много, много раз мне повторяла, что никакая работа не стоит семьи…

— Вам повезло: вы работали не только с тетей Валей, но и с великими актерами театра Советской Армии…

— Да, с Владимиром Михайловичем Зельдиным работал, и с Ниной Афанасьевной Сазоновой, и с Людмилой Ивановной Касаткиной, и со многими другими… Сколько уроков жизни я от них получил! Эти заслуженные люди проехали с нами, с молодыми актерами, огромное число воинских частей. Им всегда предлагали ехать в индивидуальных машинах, но они тряслись с нами в автобусах, говоря, что так веселее. Они были абсолютно преданы искусству, театру, армии и подавали нам пример — и гражданский, и человеческий, и профессиональный…

— Вам довелось встречаться не только с легендарными актерами, но и с легендами спорта: в ледовом шоу «Лед и пламень» вы были в паре с Ириной Лобачевой. Строгая она?

— Ну как — строгая… Она как профессионал высшего уровня несла за меня полную ответственность на льду — а мне казалось, что я несу за нее ответственность на паркете. Да и как она могла не нести за меня ответственность и не быть иногда жесткой, если у нас только в одном номере было три поддержки из олимпийской программы Иры и Ильи (Илья Авербух, бывший муж и партнер Ирины Лобачевой. – Прим. авт.). Мне надо было не просто поднять ее, но и покрутить на высоте головой вниз! В таких условиях надо быть и жестким. Цена вопроса — сложные травмы, которых мы, к счастью, избежали и дошли с ней до финала шоу…

-6

Немножко Гамлета

— Кого бы вы хотели сыграть?

— Не могу сказать, кого конкретно, но хочется, чтобы в каждой роли было немножко Гамлета…

— То есть?

— Гамлет — это прежде всего сомнения в принятии решений, и именно за этими метаниями человека интересно наблюдать зрителю. Если есть сомнения — есть неоднозначность и многогранность. И чем больше граней у твоего персонажа, тем его интересней играть. Мне повезло: у меня почти все роли такого плана. И режиссеры видят это и приглашают меня на разные роли, у меня есть и комедийные, и драматические персонажи. К счастью, штампа актёра одной роли я избежал.

— Точно-точно! «Профиль убийцы» — полковник полиции, «Наваждение» – автогонщик. А кто самый необычный из ваших персонажей?

— Был комедийный сериал «Любовь моя» — вот уж где было много необычного грима, и кем я там только не был: и стариком, и женщиной! Очень позитивная, одна из моих любимых работ.

— Герои всегда чем-то заняты – соответственно, и вам приходится осваивать смежные специальности…

— Точно! Например, в проекте «Наваждение», который вы упомянули, мой герой — чемпион мира по мотокроссу. Продюсеры запрещали мне садиться на профессиональный байк, а режиссер взял на слабо: «Ну что, не сядешь сам?» Я поддался, покатался минут 10 — освоился. Надо сказать, что у такого мотоцикла рычаг газа имеет очень маленький ход, практически два положения: «вкл» и «выкл». Моему герою надо было на скорости спрыгнуть с горы и подъехать на крупный план в кадре. Мотоцикл у меня постоянно глох, так как из соображений безопасности снизили обороты двигателя до минимума. Первый дубль — нормально, второй — нормально, а на третьем в голове совершенно выключилось, где тормоз — ну я и помчался на камеру, оператор еле отпрыгнул вместе со штативом. Слава Богу — без травм! Лежу на травке около мотоцикла — и слышу голос режиссера: «Матросову дубль на память! Снято!»

— Не бережете вы себя, Денис Владимирович! А чему-то поспокойней обучались?

— Когда-то, очень давно, меня позвали в картину «Мусорщик». Там была маленькая эпизодическая роль крупье. Режиссер хотел, чтобы в кадре я сам делал все хитрые движения руками. Меня отправили на две недели учиться в казино – и я там столько всего узнал про игорную индустрию! (Смеётся.) Потом режиссеры меня стали наперебой звать на эпизоды крупье, пока в какой-то момент я не сказал: «Стоп, развиваемся дальше и снимаемся в главных ролях, а не в эпизодах крупье!» А еще я «профессиональный алкоголик»: сколько же я, трезвенник, пьяных переиграл!

— Как это?

— Да все просто. В жизни я не пью, но мне часто предлагают сыграть пьяных – говорят, очень убедительно получается.

— Неужели — никогда ни грамма?

— Немного выпить могу. В хорошей компании — почему нет? А вот на съемках случился однажды конфуз. В сериале «Дом с лилиями», когда героиня Ани Горшковой мне изменила, я в отчаянии прихожу к женщине, которая давно меня добивалась. А у нее к чаю — рижский бальзам. Подходит реквизитор, говорит: «Бутылка новая, с сургучом, как в советские времена, вскрывать будешь в кадре».

И поставили нам граненые мини-стаканчики граммов на 100… Команда: «Мотор!» Я вскрываю бутылку, наливаю стаканчик и залпом опускаю в себя три таких дозы. Ой! Что со мной?! (Смеется.) Честно, не знал, что там — 44 градуса! На второй дубль мне предложили разбавить. Я радостно согласился и с задором воскликнул: «Конечно, разбавить!» И добрые люди разбавили кока-колой… Ну а что делать — пью залпом еще три рюмки…. И тут мне приходит в голову шальная мысль закинуть ногу на ногу. А моей партнерше именно в этот же момент захотелось наклониться — и… моя нога встречается с ее глазом! Следующую любовную сцену она играла уже только одним профилем… Сейчас, мне рассказывают, что второй дубль с газировкой в рижском бальзаме — это был розыгрыш. Первый и так всем очень понравился. Но, слава Богу, травма была не очень сильной. А по окончании смены, на радость съемочной группы, я заказал всем пиццу.

— Кстати, «Дом с лилиями» — один из проектов, которые зрителям полюбился…

— И мне тоже. Родька Камышев — настолько неоднозначный, настолько глубокий… И в то же время он – человек-фейерверк: и пьющий — и искренне любящий, и детей любит — и кутит по полной… Кстати, меня позвали в картину на роль Коти — а я, прочитав сценарий, приехал на пробы и стал умолять Владимира Аркадьевича (Краснопольский, режиссер проекта. – Прим. авт.) попробовать меня на Родиона. К счастью, меня утвердили!

— Это же был не первый ваш опыт работы с Краснопольским…

— Да. Мне повезло сняться у них в четырех проектах — в главных ролях. А познакомились мы ещё на сериале «Две судьбы». Там была небольшая роль, но сериал сыграл огромнейшую роль в моей судьбе: я узнал не только Краснопольского и Ускова (режиссеры, продюсеры сериала. – Прим. авт.), но и, конечно же, встретился с актрисой Машей Куликовой! Нашему сыну Ване уже 11 лет…

-7

Немного о любви

— Вы сказали, что семья — самое главное для вас. И дом вы своими руками строили, и починить все вам под силу. Помнится мне, в сериале «Домохозяин» ваш герой был увлечен кулинарией…

— Вильям по сюжету действительно прекрасно готовит, но не это роднит меня с героем. Вильям во многом помог мне посмотреть на себя со стороны. Но, к сожалению, я не смог сделать выводы, научиться на его ошибках. Полюбив, я растворяюсь и начинаю забывать о себе. Я влюбчивый товарищ, и при этом верный. Когда, как мне кажется, меня любят в ответ — готов отдать всё. К 50 годам я не научился любить себя. Но с другой стороны, мне комфортно любить других и помогать другим. Мне, как и Вильяму, становится неважно, что на мне надето, например, — а это по большому счету плохо. Все психологи говорят: сначала полюби себя, а потом уже остальных… Но у меня так не получается…

— Уж никто и не любит?!

— Дети меня любят. И ничего нет важнее этой любви, Ваньки и Федьки. Ваня повзрослел, меня очень поддерживает, и я знаю, что он за меня — в бой с кем угодно! В обиду папку не даст — как и я его. Да и Федя подрастает — уже шесть лет… Явно с актерскими талантами. Но я бы не хотел ему актерской судьбы — пусть лучше сразу в продюсеры, а захочет — и сам себя будет в кино снимать. Моя мама их безгранично любила, да и они ее обожали. Она с ними — и на каток, и на лыжах, и на велосипеде. В этом году моей любимой Фёдоровны, моей мамы не стало… Мне кажется, нет сильнее любви, чем родительская. В личной жизни хочется так же: чтоб и в горе, и в радости — чтоб тылы крепкие… Когда есть плечо, на которое можно опереться — никакие не страшны преграды и падения. Честно, сейчас я подломился… Сижу недавно ночью в аэропорту, лечу куда-то с гастролями — и понимаю, что некому отправить СМС о том, что вылетаю, приземлюсь тогда-то… Никто не ждёт ночного сообщения от товарища Матросова… Это новый этап в моей жизни, и я обязательно пройду его достойно…

-8

Светлана Марголис, фото Веры Кругловой и из личного архива Дениса Матросова

(ИА «Столица»)