Часть 1.
"Не переживай, мой тоже поздно заговорил", " У нас по линии папы все поздно начали разговаривать!", "Пушкин тоже только в пять заговорил!" - сколько раз вы слышали подобные высказывания? Особенно если вашему малышу уже 2-3-4 года. Так ли верны эти слова? Давайте разберёмся!
Что вообще значит говорит или не говорит? Если рассматривать речь как коммуникацию, то коммуникация бывает разная. Для некоторых родителей, если ребенок в три года не разговаривает развернутыми предложениями, с деепричастным оборотом – значит он не говорит). Для других, если он тыкает пальчиком на то, что хочет – значит всё в порядке).
Первое, что вас действительно должно заставить волноваться – это то, что ребенок не поддерживает с вами никакой коммуникации. Проще говоря не общается с вами совсем и не реагирует на ваше общение.
А общаться с вами ребенок должен уже и в 3 месяца, и в 6 месяцев. Но общаться пока невербально – улыбаться вам, гулить, реагировать на ваш голос – это уже и есть коммуникация, на доступном ребенку уровне.
И только позднее, начиная с года, должны появиться первые слова, потом после двух лет первая фраза и дальше предложения.
И опять же что значит слова? Если ваш ребенок в год говорит: «Ко» и это обозначает «курочка» или «да» - и это «дай», то это уже и есть его первые слова. И совсем не обязательно, чтобы он проговаривал без запинки: «водопроводчик» или «регулировщик».
Тоже самое касается фразы, если ребенок в два года говорит вам: «по гу» (пошли гулять) или «до дё» (дождь идет) – то это тоже уже фраза.
А Пушкин, кстати, научился говорить по-французски раньше, чем по-русски, отсюда и неверное утверждение, что он поздно заговорил).
Продолжение в следующей статье.