Этот вопрос невольно напрашивается у многих, кто слушает лекции или смотрит видео профессора богословия МДА Осипова А.И.
Как-то ему задали такой вопрос напрямую
Что ответил профессор?
Первая причина.
В молодые годы он прочитал книгу святителя Иоанна Златоуста: «6 слов о священстве» и ряд других книг по этой теме, и понял для себя, что путь священника не прост, требует многого. Сопоставив с самим собой, профессор честно решил, что недостоин быть священником.
На этот ответ ему был задан другой вопрос: а как же многие люди сейчас идут в священники?
На это профессор Осипов ответил, что они идут по молодости и не понимают до конца меру ответственности перед Богом и людьми.
Вторая причина.
У него смолоду "пошла" преподавательская деятельность, ему открылся этот путь. И на нем, как говорит профессор, есть много важных задач, которые необходимо решать. Этой правде я верю всецело.
Осипов А.И. дал еще дополнительный комментарий по этой части.
Обучение в светском ВУЗе и духовном отличаются. Если светский дает знания, то духовный занимается духовным развитием самой личности священника. Да, конечно, надо знать предметы, изучаемые в духовном образовании, сдавать экзамены и зачеты по ним. Но это приложение к главному – быть священником, личностно быть священником.
Комментарии.
Слушая ответы Осипова, увидел такой момент: ему открылась стезя преподавателя богословия. У него, несомненно, есть в этом талант. И с точки зрения Христа и христианства, он делает правильное дело: раскрывая данный ему талант для людей, в деятельности своей. Он реализует смысл своей жизни – быть богословом. Это достойно уважения, если человек нашел свой путь жизни и реализуется в нем.
Он честен в том, что не выбрал путь священства.
Быть священником очень непросто. Аналогия как с военным. Как военного, офицера, могут направить на любое место службы, не спрашивая его согласия, так и священника могут перевести служить в любое место. Зависит не от самого священника, а от его начальства.
Богослова тоже могут перевести в другое учебное заведение, конечно. Но, вероятность, все-таки, меньше. Многое зависит от самого богослова – насколько он эрудирован, грамотен, талантлив в своей области.
Насчет развития личности в духовном образовании, думаю, что это зависит от самого человека, а не системы обучения. Кто-то смотрит на священство, как на выгодную профессию сегодняшнего дня. Кто-то искренне и глубоко верующий человек. Разве этому можно научить в ВУЗе? Это дается Богом и стяжается человеком.
Послесловие.
Профессор Осипов – человек советской эпохи, той моральной закалки. В хорошем смысле этого слова. В то время, да, старались не просто учить, а воспитывать личность при образовании. Он это усвоил и сам этому следует.
Но, не думаю, что так на это смотрят все те, кто учатся сегодня священству и все те, кто учат в духовных учебных заведениях. Падение нравов в обществе, стране, сказывается, увы, и на системе образования. Любой. И светской, и духовной. Увы и увы, но это так.
В России есть и еще один нюанс, который, думаю, учитывает, как рациональный человек, профессор Осипов. Говорить и думать надо как государство (или раньше, как партия). Если ты свободолюбив и любишь истину, то будешь Христовым, но жить в этой стране тебе будет крайне тяжело. Пока Бог не поможет тебе с правильным решением.