Найти тему
Психолог Марина Володина

5 удивительных психологических экспериментов

Задумывались ли вы о том, что мир вокруг нас не таков, каким нам видится? И люди порой совсем не такие, какими кажутся? Рано или поздно каждый из нас соглашается с Шопенгауэром: «Мир не такой, какой он есть, а такой, каким мы его видим». Философы и психологи давно пытаются понять, насколько адекватным может быть наше восприятие окружающей действительности. Некоторые психологические эксперименты удивляют своими результатами. Вот некоторые из них.

  • Эксперимент «Я и другие». Целью этого эксперимента было определить, насколько люди самостоятельны в суждениях. Детям показывали две пирамидки, белую и чёрную. Ребёнок правильно определяет цвет. Но, если экспериментатор и трое других детей говорят, что обе пирамидки белые, то большинство детей с ними соглашаются. То есть, их восприятие искажается, если присутствует неправильное мнение большинства. Если опрашивают свидетелей преступления, то часть из них уверена, что они видели то, что говорит большинство. Взрослый человек, зависящий от мнения окружающих, становится конформистом и приспособленцем, теряет себя и не может управлять своей жизнью.
  • Эксперимент Милгрэма. Он показал, что многие склонны верить человеку, который облечён властью или пользуется авторитетом. В эксперименте человек в белом халате предлагает участникам выполнить указания, которые противоречат их совести, а их последствия вредят другим. Люди, которые не были садистами, причиняли боль испытуемому, хотя он просил их остановиться. И всё это потому, что руководитель эксперимента уверял их, что нужно продолжать, а ответственность он берёт на себя. Оказывается, подавляющее большинство людей склонны следовать за авторитетом или лидером, совершать преступления или жертвовать своими нравственными ценностями, не находя возможности противостоять. К сожалению, мировая история неоднократно подтверждает это.
  • Эксперимент «Маленький Альберт» - один из самых жестоких психологических экспериментов. Учтём, что проводился он в начале ХХ века, когда учёные не особо озадачивались этичностью научных экспериментов. Жертвой эксперимента был одиннадцатимесячный мальчик, который спокойно реагировал на разные предметы, в том числе и на белую крысу. Затем, при показе крысы, ассистент издавал за спиной у ребёнка громкий резкий звук. Сначала мальчик потерял интерес к крысе, а потом начал её бояться и плакать. Эксперимент вызвал немало споров, но факт остаётся фактом: мы часто боимся не самого явления, предмета или человека, а того, с чем этот страх ассоциируется.
  • Другой, не менее чудовищный эксперимент, провёл американский психолог У. Джонсон с детьми-сиротами, заставив здоровых детей поверить в то, что у них есть дефекты речи. Им внушалось, что они плохо говорят, и они в это поверили, начали сильно нервничать и меньше говорить. Результат эксперимента сформулирован чётко: «Диагноз порождает болезнь». Собственно, ипохондрики это и демонстрируют.
  • «Зефирный эксперимент» - исследование отсроченного удовольствия. Детям предлагался выбор: получить вознаграждение сразу или вдвое большее, если они потерпят некоторое время. Детям предлагали зефир, но просили подождать и уходили. Большинство детей съедали зефир, а некоторые ждали возвращения взрослого. Наблюдение за дальнейшим развитием последних показало, что они более успешны. Видимо, потому, что умеют управлять своим поведением и ждать результата.

Экспериментальная психология, действительно, порой получает такие результаты, которые не согласуются с существующими у людей установками и общественным мнением. Но, если вы наблюдательны и умеете анализировать, то и сами приведёте немало примеров, когда реальность оказывается иллюзией, а впечатление (даже не первое) – обманчивым.

Удивили ли вас описанные эксперименты? Согласны ли вы с их результатом и встречали ли в жизни подтверждение сделанным выводам? Пишите, делитесь своим мнением.