Говорим с Вадимом Викторовичем Долговым, доктором исторических наук, профессором УдГУ, специалистом в области истории Древней Руси, древнерусского общества и культуры.
- Очень давно мы с Вами не говорили, а, меж тем, вопросов у нас много. И на этот раз вопросы от наших читателей. Начну с самого неожиданного вопроса, в том плане, что он действительно важен и интересен. Андрей Иванов спрашивает, чем копали ямы, когда ещё не была изобретена известная нам лопата металическая с черенком?
- Это делалось тоже лопатой, только она так не называлась. Это было рыльце. Я даже не знаю, когда появилось лопата, но в древнерусских текстах предмет, которым копают называют рыльцем. Оно на современную лопату похоже только внешней формой. Изготавливали его из дерева. Сейчас привыкли, что деревянные лопаты - это только для уборки снега, но тогда и для копания земли использовали. Они были не такие большие, как снегоуборочные, конечно, были. Размером с наши современные обычные лопаты. Наши читатели понимают, что деревянной много не накопаешь, поэтому по кромке рыльце окантовывали железом. Но это если были средства. Если не было, то так деревянными и работали пока не сломается, а потом делали новую, благо, что дерева у нас много. Так что, лопата - штука древняя.
- Рыльце...как интересно. У меня тут же родилась псевдонаучная версия, что фраза "У него рыльце в пушку" относится к тем людям, кто ленился работать и у него лопата-рыльце мхом покрывалась.
-Может быть, но я всё же думаю, что речь о другом "рыльце" в поговорке.
- А вот Александр Шибаев говорит, что есть что-то вам, историками сокрытое. Ведь, у шумеров была древняя цивилизация. У римлян, греков были. А у нас, прям, не было что ли? С чего такое исключение несправедливое?
-Древние цивилизации возникали далеко не везде. Большая часть планеты как-то обходилась без них. Не надо думать, что в древнем цивилизованном обществе жить было лучше, чем в нецивилизованном. Скорее наоборот, потому что цивилизации вошли в историю, прежде всего, беспрецедентной жестокостью, которая для людей, живших в традиционных культурах, казалась вовсе непривлекательной. Возможно, привлекали какие-то вещи, украшения, которые были характерны для цивилизаций, но жить в обществе с большим разделением социальным, где существовали рабские низы - это было вовсе неприятно. Причем, даже те люди, которые жили в цивилизации, например, византийцы, довольно часто и с нескрываемой завистью писали о простоте жизни, например, славян. Сравнивали славянских и греческих женщин. Грекам славянские женщины казались более моральными, верными, надежными. Так что, то, что на территории нашей страны, не было древних цивилизаций - это не плохо, на самом деле.
-Когда читаешь о быте древних славян у Любора Нидерле или арабских путешественников, которые, как утверждают, ходили тут у нас в дорюриковские времена, диву даешься насколько наше представление о Древней Руси, где люди мирно хороводы водят, отличается от написанного. Там же и рабство, и человеческие жертвоприношения. Мы, в основном, действительно неправильно представляем себе те древние времена?
-Все по-разному, кто-то представляет и правильно. Ведь хороводы действительно водили. Ну и рабство, конечно, тоже было. Но те же, византийские авторы отмечали, что оно было относительно мягким по сравнению с суровым рабством восточных деспотий. Рабство было домашним. Какие-то рабы смыкались с младшими членами рода. Об этом свидетельствуют даже термины, которым обозначали рабов. Кто такой "холоп"? У всех славян практически изначально это "мальчик". То есть, просто какой-то мальчуган. Большой разницы между своим и чужим изначально, может, и не было. Другое дело, что у своего мальчугана-хлопца есть перспектива вырасти и стать мужем. А чужой, пленник, он так до старости "мальчиком" и останется. Конечно, неприятно, быть мальчиком до старости, хотя что-то мальчишеское во всех нас есть. Но это не что-то ужасное.
- Елену Муратову, меня и ещё 11 человек, судя по лайкам, волнует вопрос, какие имена были на Руси до крещения. Мы, конечно, помним те, что перечислены в договоре с Византией: "Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав...". Но это уже влияние Рюрика, видимо. А наши, исконные, славянские имена?
- Свидетельств о том, как звали русских людей до Крещения, кстати, довольно много. Много, потому что на Руси длительное время сохранялась традиция давать два имени. Феодосий Печерский в 11 веке считал эту традицию хорошей: есть у человека имя крестильное, священное, которое в бытовых вопросах трепать не надо; а есть имя по которому его зовут родственники. Встречаем мы имена эти и в летописях, в первую очередь, князей, и в берестяных грамотах. Имена княжеские мы все помним: Владимир, Святослав, Святополк - они и сейчас нередко используются. Но были и весьма колоритные имена новгородских бояр - Рагуил, например, или Нажир. Много имен встречается в берестяных грамотах. Был там такой - Нежебуд. Понятно, что его так назвали родители, видя, каким миленьким он родился. Или был Жирята еще. Это для нас слово "жир" неприятное, а лишний вес - бич нашего времени. Но люди раннего Средневековья жили в ситуации нехватки калорий, и если мы жир из мяса выковыриваем, то они как раз это и считали самым вкусным. Слово "жир" для человека тогда звучало как музыка. Когда родитель хотел напророчить ребенку судьбу сытую и благополучную, то называл Жирятой или Нажиром. Это ласкало слух. Нравится мне ещё имя из берестяной грамоты - Доброшка. Хорошее такое имя.
- Вот вспомнили мы, что писали в берестяных грамотах, а вот Helene Zhohova спрашивает была ли у наших предков письменность до знакомства с кириллицей и глаголицей?
- По поводу славянской азбуки, которая была до Кирилла и Мефодия добросовестный ученый скажет, что нам об этом ничего доподлинно неизвестно. Ведь, чтобы утверждать наверняка, надо чтобы какой-нибудь археолог нашел надпись сделанную этими самыми буквами. Но мы можем предполагать. Основание для этого то, что в X веке болгарский черноризец Храбр писал про Кирилла и Мефодия и упомянул, что до того славяне чертами и резами читали и гадали. По описанию это очень напоминает скандинавские руны, которые если смотреть на их графику - тоже походят на черты и резы. Черноризец упоминает их, а также греческие и латинские буквы без устроения. То есть, могли славяне, если что-то нужно записать, то писали греческими буквами. Представить себе это довольно легко, мы можем тоже русские слова писать латинскими буквами и всё будет понятно.
Другой вопрос: а когда Русь познакомилась с азбукой Кирилла и Мефодия? Ведь они придумали какую-то свою азбуку где-то в Великоморавском княжестве - кириллицу или глаголицу задолго до того, как Русь сложилась как государство и приняла христианства. Эта азбука могла дойти до Руси ещё до крещения. Понятно, не в виде книг, а как отдельные надписи, как, например, легендарная надпись на горшочке:
Она найдена в достаточно ранних слоях, и возможно появилась до того, как Русь была крещена. Так что, мы только предполагать можем, была ли своя азбука до Кирилла и Мефодия, а уверенно можем говорить, что еще до христианства знания об азбуке были.
- Кстати, что это за "Гороухща"? Понятно, что мнения разнятся, но как Вы думаете?
-Я не знаю, честно говоря. Есть версия, что "горчица" какая-то.
-Ну да, ещё и "горючее", и как собственность некоего "Горыныча" или "Горуши". Версий, конечно много. Вряд ли уже точно узнаем.
Продолжение следует. В нем поговорим о продолжительности жизни, о способах лечения, зубах и рационе наших с вами предков. Не пропустите.
Читайте также нашу беседу с Вадимом Долговым: