Не секрет, что дошкольный период является фундаментом в развитии будущей личности и важным стартом абсолютно для всех начал. Маленький человек начинает открывать для себя большой мир, проявляет инициативу и любопытство. В педагогических кругах принято считать что дошкольное образование — основа всей образовательной системы. Именно в этот период легко усваиваются и запоминаются самые разные понятия, формируются основные навыки и умения, приобретаются первые знания... Очень важно, чтобы в это время рядом с детьми были не только члены их семей, но и грамотные педагоги дошкольных учреждений, готовые прийти на помощь, ответить на интересующие вопросы и стать примером для подражания...
В своих недавних публичных выступлениях, руководитель Минпросвещения Сергей Кравцов неоднократно сообщал, что ведомство разработало проект федеральной образовательной программы (ФОП) дошкольного образования. Чтобы вопросов на эту тему у педагогов и родителей, особенно неопытных, стало меньше, проект был представлен для общественного обсуждения.
Объемный документ - 140 страниц опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (здесь) и любой желающий может принять участие в его обсуждении...
Журналисты нашего издания ознакомились с проектом и считают, что в документе много существенных ошибок. Из-за ограниченности формата, в этом материале мы обратим ваше внимание лишь на один из разделов документа: "Примерный перечень произведений изобразительного искусства".
Первое, что сразу бросается в глаза - это небрежность, которую позволяют себе чиновники Минпросвещения в работе с документами. Не знаем, личная ли это инициатива министра Сергея Кравцова, но надо сказать, что именами, фамилиями, названиями шедевров великих мастеров чиновники ведомства жонглируют, как плохие циркачи, согласно своим ограниченным познаниям. Неизвестно по какому принципу ранжировали художников, но список рекомендованных для изучения авторов произведений изобразительного искусства, указан не в алфавитном порядке. С подачи Министерства просвещения - одни художники удостоены в инициалах только имен, другие более уважительного отношения - им указали инициалы имени и отчества. Правильных инициалов так и не удостоился известный живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В документе для детей от 3 до 4 лет он представлен, как Н.С. Петров-Водкин, а для детей от 6 до 7 лет - указан с инициалами А.С.Петров-Водкин...
Другого знаменитого художника, написавшего картину "Утро в сосновом лесу", чиновники министерства указали, как В.Шишкин, хотя хорошо известно, что имя художника Шишкина - Иван Иванович. У этой работы есть ещё один автор, который нарисовал медведей на известном полотне, но это опять не В.Шишкин, а Константин Аполлонович Савицкий.
Отдельные произведения указаны в сокращённом варианте, что по факту является нарушением авторского права. В перечне Минпросвещения работа "Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне" А. Куприна стала называться просто "Букет полевых цветов". А известная работа А.Пластова "Летом.Грибы", по которой писали сочинения ещё советские школьники, сокращена до названия - "Лето". И это ещё не всё.
"Эксперты" Минпросвещения смогли по-настоящему удивить, "блеснув" своими познаниями в области изобразительных искусств, приписав хрестоматийный шедевр и одну из самых узнаваемых работ "Грачи прилетели" , к удивлению многих, художнику Ф.А.Васильеву. Тут, пожалуй, даже не самые успешные выпускники школ скажут, что автором пейзажа "Грачи прилетели" является Алексей Кондратьевич Саврасов. Школьники-то в теме, а вот чиновники из Министерства просвещения - нет.
Но "знатоки" ведомства Сергея Кравцова не ограничились исключительно рекомендациями относительно русской живописной школы. Настоящим спецам подвластно всё и зарубежная школа в том числе ! Для них оказалось неавторитетным мнение искусствоведов, работающих над созданием справочников и альбомов с репродукциями известного французского художника-импрессиониста Ренуара. Как правило, имя этого автора публикую как Пьер-Огюст Ренуар (франц. Pierre-Auguste Renoir), либо Огюст Ренуар. И только в документе Минпросвещения почему-то художник представлен, как П.Ренуар. Со знанием дела составители документа "нагуглили" в интернете и запланировали знакомство дошкольников с работами другого зарубежного мастера Ч.Барбера - под названиями "Да пою я, пою…" и "Зачем вы обидели мою девочку ?". Но дело в том, что на самом деле картины, о которых идет речь, имеют совсем другие названия. У английского художника-анималиста Чарльза Бертона Барбера эти работы называются - "Порванная струна" и "Защитник".
Как могло случиться, что первоисточником для министерского документа становятся сомнительные ресурсы в интернете и непроверенная информация из публикаций блогеров ? И как по таким документам и рекомендациям, в случае их утверждения, работать дошкольным организациям ? Получается, что уже на самом начальном этапе ведомство готовит для педагогов дошкольного образования квест с непреодолимыми трудностями.
Но и это ещё не всё, хочется поделиться одним любопытным наблюдением. Непонятно, кто и по какому принципу отбирал художественные произведения для их изучения в дошкольных учреждениях. Дело в том, что вместе с картинами маститых художников, составителями Перечня дается рекомендация познакомить дошколят с творчеством наших современников. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, но не могут не вызывать сомнения некоторые обстоятельства. Например, документ Минпросвещения предлагает для ознакомления картины И.Разживина - "Дорога в Новый год" и "Расцвел салют в честь праздника Победы !". Но когда набираешь в "поисковике" названия этих работ, то попадаешь на ...их распродажи. Картина на патриотическую тему "Расцвел салют в честь праздника Победы !" продаётся по цене 1600 долларов,
а стоимость работы "Дорога в Новый год" - 118 тысяч рублей.
Следует отметить, что написана она была в 2022 году и уже попала в перечень произведений художников, рекомендованных для изучения в дошкольных учреждениях. Случайность ? Не думаем ! Однако нельзя исключать, что подобные рекомендации даются министерством не случайным образом, а, возможно, являются сопутствующим бизнесом кого-то из высокопоставленных чиновников, причастных к подготовке документа.
Как известно, у Минпросвещения огромное количество подведов, где работают ( и к слову говоря, получают хорошую зарплату) тысячи сотрудников. В этой связи возникает закономерный вопрос: кто готовил проект федеральной образовательной программы (ФОП) дошкольного образования и почему для всероссийского обсуждения был предложен такой некачественный полуфабрикат ?
Ссылки на наши публикации о чиновниках Минпросвещения:
НЕ ПОРА ЛИ ПРОСВЕТИТЬ "ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ" ?
ЗНАЮТ ЛИ ЧИНОВНИКИ ЗАКОН ?
У КОРРУПЦИИ ЕСТЬ ФАМИЛИЯ, ИМЯ И ОТЧЕСТВО...
РАЗГОВОР НА СЛОЖНУЮ ТЕМУ...
СТРОИТЕЛИ "ПОТЁМКИНСКИХ ДЕРЕВЕНЬ"
ДЛЯ КОГО ЗАКОН НЕ ПИСАН ?
УГРОЗА НАЦПРОЕКТУ "ОБРАЗОВАНИЕ" ?
ОБРАЗОВАНИЕ: КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН ?