Что почитать? №7
От Стивена Кинга до Оскара Уайльда и Таны Френч писатель Габриэль Бергмозер выбирает чтение на Хэллоуин, которое не просто шокирует и пугает.
ХОРРОР - это не только жанр, но и техника искусства, способ противостоять или исследовать что-то реальное, доводя аудиторию до крайности. В детстве я боялся фильмов ужасов - пока не посмотрел один, а потом и вовсе не мог насытиться. Но что действительно выделялось в фильмах и книгах, которые я любил больше всего, так это то, что чаще всего аспект ужаса был лишь частью того, что делало историю особенной. У лучшего хоррора на уме нечто большее, чем просто страхи, и он действительно находит способ использовать страхи, чтобы исследовать, что бы это ни было.
1. «Красный дракон» Томаса Харриса
"Молчание ягнят" привлекает все внимание, но лучший роман о Ганнибале Лектере по-прежнему остается первым. Книга, которая предполагает, что самое ужасное зло может произрасти из слишком человеческого места, и что даже герои могут нести в себе что-то чудовищное. Каждая история Лектера на каком-то уровне содержит скрытую фаустовскую сделку, и ни одна из них не является более трагичной, чем осознанный выбор криминального профилировщика ФБР Уилла Грэма пожертвовать собственным хрупким душевным спокойствием, чтобы остановить убийцу, которого он слишком хорошо понимает.
2. «Картина Дориана Грея» Оскара Уайльда
В первом и единственном романе Оскара Уайльда нет настоящих злодеев. Скрытая опасность этой книги - наша склонность к тщеславию и то, как оно может буквально и метафорически изуродовать нас, как одержимость сохранением красоты неизбежно приведет к ее разрушению. Даже главный монстр Уайльда, сам Дориан, скорее трагический идиот, чем коварный вдохновитель, юный дурман, поглощенный патологической верой в то, что единственное, что стоит иметь, - это красота любой ценой. Его происхождение было бы почти забавным, если бы не было таким пугающе правдоподобным.
3. «Рога» Джо Хилла
Иногда ужас, даже самый мрачный, - это показуха для чего-то более нежного. Так обстоит дело с уникальной и совершенно захватывающей книгой "Рога", которая начинается как запутанная история мести, а затем постепенно превращается в нечто более запутанное, запутанное и, в конечном счете, обнадеживающее. "Хорнс" - это поочередно готический роман, детектив об убийстве, сверхъестественный триллер и едкая сатира на то, как быстро мы можем судить, несмотря на темноту, которую мы все скрываем.
4. «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блатти
Часто лучшие истории ужасов - это те, которые верят, несмотря на все смерти, страхи перед прыжками и жуть, в фундаментальный триумф добра. То, что «Экзорцист» долгое время считался одним из самых страшных романов всех времен, во многом зависит от того, насколько глубоко мы заботимся об отчаянном положении его центральных персонажей и насколько тщательно детализирован каждый из них. Зло, с которым они сталкиваются, огромно и непостижимо, но, в конце концов, не непреодолимо, и большая часть силы книги (и фильма) происходит от окончательной с трудом одержанной победы небольшой группы людей, которые жертвуют всем ради невинного ребенка.
5. «Кольцо» Кодзи Судзуки
Последовательные экранизации не смогли передать истинную силу этой относительно скромной истории о проклятой видеозаписи, пугающей и слишком человечной истории осознания собственной незначительности перед лицом сил, находящихся за пределами вашего понимания. Несмотря на то, что «Кольцо» - классика, именно в двух его продолжениях Судзуки раскрыл масштаб своих амбиций, органично опираясь на свою историю ужасов, чтобы создать нечто гораздо более эпичное и трансцендентное, чем любая экранизированная версия.
6. «Психо» Роберта Блоха
Чтобы было ясно, как и "Челюсти", фильм лучше; Хичкок сделал серию хитрых хитростей, чтобы найти новые способы манипулирования аудиторией, заставляя их заботиться. Но все, что превратило «Психо» в прочный культурный громоотвод, зародилось в романе Блоха; сцена в душе, дом на холме, твист-финал и ощущение готического ужаса, исходящего от каждого момента. Радостное ниспровержение условностей, за которое Хичкок получает всю похвалу, зародилось здесь, и без этой книги ужас – и кино - не были бы прежними.
7. «Отрывок» Джастина Кронина
Эпическая вампирская сага Джастина Кронина - это обширная история о любви, потерях и обществах, разрушенных, восстановленных и разрушенных снова. В центре внимания не только персонажи, о которых мы могли бы глубоко заботиться, но и медленно растущее ощущение коварного зла, шепчущего из теней, ужас настолько непостижимый, что он всегда собирался потерять небольшую угрозу, как только это объяснялось. Но, как и лучшие авторы ужасов, Кронин использует эту неизбежность, чтобы подчеркнуть свою точку зрения - слишком часто зло произрастает из места, которое немного более понятно, чем мы хотели бы противостоять. Вся трилогия фантастична, но из-за ее особой атмосферы растущего страха первый всегда будет лучшим.
8. «Страдание» Стивена Кинга
В основе "Страдания" лежит опьяняющее сочетание гнева, печали и катарсиса; книга, написанная автором, пытающимся отойти от ужаса, только для того, чтобы обнаружить, что его обширная читательская аудитория этого не примет. История о писателе, которого фанатка буквально держит в заложниках, заставляя его писать то, что она хочет, способствуя медленному осознанию писателем того, что жанр, от которого он так отчаянно хотел уйти, может быть единственным, который подходит ему. Это очень личная и неоднозначная книга и одно из лучших исследований взлетов и падений творчества, когда-либо написанных.
9. «Из ада» Алана Мура и Эдди Кэмпбелла
Я не знаю, будет ли обманом включать графический роман в этот список, но это шедевр ужасов, не похожий ни на что другое, что я когда-либо читал, обширное, заполненное телефонной книгой исследование не только убийств Джека Потрошителя, но и общество это позволило им произойти. Непоколебимая и жесткая, мрачная и преднамеренная, книга представляет собой почти судебно-медицинское исследование Викторианской Англии, предполагающее, что мотивы убийств, вызванные столкновением догм, классицизма и пуританских правил приличия, были неизбежным результатом истинных человеческих ужасов, которые составляли, казалось бы, вежливое общество.
10. «В лесу» Таны Френч
Я знаю; это не ужастик, по крайней мере, не настолько, насколько он продается в книжных магазинах. Но я бы также сказал, что это не традиционный криминальный роман или исследование литературных персонажей. "В лесу" использует структуру страшилки для создания одного из самых захватывающих исследований страха, которые я когда-либо читал, и при этом включает в себя единственную написанную сцену, которая когда-либо заставляла меня прыгать, сцену, настолько пропитанную силой непоколебимого кошмара, что она преображает книгу вокруг нее, оставляя читатели с ощущением, что некоторые пороки никогда не могут быть по-настоящему поняты, а некоторые травмы слишком велики, чтобы двигаться дальше. Если это не воплощает ужас в его наиболее запоминающемся виде, я понятия не имею, что это делает.