В галерее «Наши художники» в Сеченовском переулке открывается выставка «Второе дыхание русской абстракции». Об истории этого направления авангарда рассказывает Пётр Скопин.
Русское абстрактное искусство прокатилось волной по Европе в середине XX века. В 1944 году в Париже состоялась выставка Василия Кандинского, соединившая работы мэтра с произведениями малоизвестного художника, сына генерала русской армии Николая де Сталя.
За следующие десять лет до своего самоубийства де Сталь успел стать знаковой фигурой в послевоенном искусстве, написав более тысячи картин, среди которых известные «Крыши Парижа».
Сергей Поляков Абстрактная композиция Синий, Красный, Серый 1964 г. Холст, масло
В экспозиции представлены и другие наследники творческого метода Кандинского, такие как Андрей Ланской, Сергей Поляков и Сергей Шаршун. Полотна художников экспрессивны и загадочны, не менее интересны и их судьбы: бегство из России, бедность и международный успех переплелись в вихрях их жизней.
Сын конезаводчика Сергей Поляков выехал в 1919 году в Константинополь со своей тёткой, известной певицей Анастасией Поляковой. В Европе Поляков работал в кабаре, пока вдруг не стал выставлять в 1930-е годы в парижских галереях свои работы в жанре фигуративного искусства.
Андрей Ланской Посвящение Жоржу де Ла Tуру, 1945 г. Холст, масло
В 1937 году Поляков знакомится с Кандинским, известна фраза мэтра: «Я ставлю на Полякова». Позднее творчество художника отсылает к полотнам Ротко и геометрической абстракции.
Наследник графской фамилии Андрей Ланской после революции вступил в Белую армию, а с 1921 года жил в Париже, в квартале Монпарнас, и учился в мастерской театрального художника Сергея Судейкина. Сначала он был приверженцем классической школы; поворот Ланского к беспредметности случился в 1937 году — он стал ярким представителем лирической абстракции.
Выходец из купеческой семьи Сергей Шаршун ещё в 1912 году отправился в Париж, где заинтересовался кубизмом. Он успел пройти большой путь в авангарде, а затем представил собой русский дадаизм, ставший реакцией искусства на жестокие мировые войны, и делал упор на технику коллажа. Последние двадцать лет жизни в своих работах он вдохновлялся музыкой и многократно бывал в России.
Сергей Шаршун Композиция, 1951 г. Холст, Масло
Посетить выставку «Второе дыхание русской абстракции» можно с 12 ноября по 23 февраля. Ранее галерея «Наши художники» располагалась на Рублёво-Успенском шоссе — в трёхэтажном здании в Борках. Оба помещения спроектированы известным московским архитектором Евгением Ассом.