Найти тему
Тойво Ефремов

Гипотеза о происхождении Евангелия от Иоанна

Икона Св. Иоанна Богослова
Икона Св. Иоанна Богослова

Малые примечания:
1) статья не является научной, но достоверность некоторых утверждений готов подтвердить ссылками по вашей просьбе;
2) сокращение Ин. означает Евангелие от Иоанна.

В проповеднической и полемической христианской среде существует ответ сторонникам Нью-Эйдж идеологии и проч., что основная проповедь Христа - это проповедь Себя Самого, а не некого лишь общечеловеческого учения, чем занимались и Будда, и другие «учителя» с мировым именем. Больше всего ссылок в подтверждение этого утверждение приводится из Ин. Однако любой читатель, при прочтении Евангелий, заметит колоссальную разницу между синоптиками и Ин. Проблема их согласования - одна из крупнейших в христианской среде и новозаветной библеистике; разговоры ведутся и о закреплении разных традиций, основанных на разнящихся источниках; о происходящем отсюда принципиальном несогласовании текстов и др. Однако, основываясь на приведенных далее фактах, можно выдвинуть новую гипотезу (если она уже не была предположена ранее).

Что нам известно? 1) Между собственно евангельскими событиями и написанием Евангелий лежит временной разрыв порядка 15-20 лет. Это означает существование в указанный период только устной традиции, происходящей от апостолов, которая, вследствие роста общин и адептов и постепенном уменьшении числа проповедников Христа, знавших Его лично, привела к необходимости письменной фиксации традиции. 2) Ин. является самым поздним по датировке каноническим текстом, примерное время его написания - конец 1 века и начало 2, самим Иоанном или его ближайшими учениками, также фиксирующее устную традицию его общины. 3) Иоанн и его община имели доступ к предшествующим Ин. текстам традиции, более-менее сходным между собой. 4) Ин. дополняет синоптические Евангелия собственным мистическим учением и богословием. 5) Апостольская проповедь, зафиксированная в Деян. и Посланиях, за исключением Иоанновских посланий, также отличается от Ин. Наконец, 6) в рамках раннехристианских общин мог иметь место эзотерический элемент, связанный с разнящимся духовным состоянием людей вне и в общине (о чем свидетельствует сама практика Евхаристии, к которой не допускали новоначальных членов, оглашенных).

Таким образом, можно предположить следующую картину, сформировавшуюся ко 2 веку, которая способна объяснить отличное от синоптиков богословие Иоанна. Основанные Апостолами общины растут по территории всей Империи, причем само учение поддерживается устной передачей членами общины. Закрепленные в появившихся позже Евангелиях события представляют собой начальную проповедь Апостолов, предназначенную для людей вне общины и новых ее членов, некий начальный этап. Уже по входе в общину и усвоении изначального знания адепт или допускался, или просто получал возможность понимать следующий элемент проповеди, собственно проповедь Христа, которая отличается бОльшим мистицизмом. Это, несомненно, учение, которое проповедовали сами Апостолы, но иному кругу посвященных, уже проверенных временем, верой и делами, которые засвидетельствовали серьезность своих стремлений, верность и заинтересованность в деле спасения. Однако, с уменьшением числа Апостолов и личных свидетелей Христа, которые тоже были обучены этому знанию и его проповеди, возникала потребность в поддержании этого более глубокого знания в рамках новых общин и новых членах уже существующих групп. И именно с этой целью пишет свое Благовестие Иоанн - так как он сам был практиком подобной проповеди для разных лиц и, вероятно, был знаком с уже существующими и ходящими Евангелиями, написанными для иных общин, но не имевшие в себе элемент более глубокого знания, закрепить эту исключительно устную традицию, не подвергнуть саму сердцевину Христова учения (Самого Себя) забвению и растворению в обывательской, начальнопосвященной среде.

Это, безусловно, не является единственной целью написания собственного Евангелия; например, общедуалистичный характер текста может быть связан с начинающейся полемикой между христианством и гностицизмом. И, если это так, то это является еще одним подтверждением данной гипотезы - мистический характер книги здесь связан как с закреплением традиции для ее сохранения вообще, так и в противовес новым и иным нехристианским текстам, которые могли претендовать на место самих Евангелий. Таким образом, Иоанн свидетельствует - вот Истина и истинное знание, сохраняйте его, живите по нему и сверяйте его с другими текстами и учениями, которые придут к вам.

Буду только рад критике.

#христианство #библеистика #нью-эйдж #религия #религиоведение #евангелие