Мошенники продолжают обманывать граждан теми же способами, что и раньше, понемногу усложняя и оптимизируя схемы. По-прежнему на первом месте – телефонное мошенничество, когда звонящие представляются сотрудниками банков либо полицией. Что интересно, во втором квартале активность мошенников резко снизилось из-за СВО, что окончательно подтвердило тот факт, что главное гнездо телефонных мошенников – это Украина. В том числе, в ходе СВО были обнаружены помещения, служившие колл-центрами, было найдено соответствующее оборудование.
Но мошенники бездействовали недолго. В третьем квартале они установили новый рекорд – было обмануто россиян почти 4 миллиарда долларов.
Отличительной особенностью действий мошенников в третьем квартале стало то, что число используемых телефонных номеров возросло в 30 раз. Нет, это не говорит о том, что самих мошенников стало больше. Просто они стали более организовано использовать возможности телефонной связи. Одиночки в современном мошенничестве – это редкость. В основном действует хорошо отлаженная организация или группа организаций, не важно, как называть. Источником является Украина, однако, в последнее время, по понятным причинам, мошеннические колл-центры мигрируют в ближайшие страны.
Украденные деньги обманутым гражданам вернуть в большинстве случаев не удается, причем в третьем квартале сумма возвращенных денег даже меньше, чем до этого – 3,4% от украденного.
Сейчас готовится законопроект, который обяжет банки возмещать похищенные злоумышленниками деньги. Насколько такие меры будут эффективными – покажет время. Далеко не факт, что получится заставить банки что-то возмещать даже при наличии закона, поскольку система законов сложная, и, как показала практика, находятся несоответствия, позволяющие трактовать подобные законы неоднозначно. Кроме того, банки вынуждены будут со своей стороны принять какие-то меры для защиты от мошенников, что, возможно, повысит стоимость банковских услуг.
Помимо колл-центров, существуют и другие способы мошенничества. Распространены так же поддельные сайты, мимикрирующие под сайты банков, которым тоже иногда удается похищать информацию и получать доступ к счетам клиентов.