С 4 по 16 ноября 2022 года аукцион Sotheby’s проводил выставку с работами голландского художника Виллема де Кунинга в Нью-Йорке и предлагал их к продаже — по итогу организация выручила 58 миллионов долларов. Покупатели приобрели три картины из семейной коллекции художника — «Montauk II», «Без названия» и «Шляпа наверху». Рассказываем, что известно о ведущей фигуре абстрактного импрессионизма XX века и как выглядят работы, за которые покупатели готовы отдавать миллионы долларов сегодня.
Лоты
Полотно «Montauk II» олицетворяет дух прибрежного убежища художника. В нем прослеживаются ноты ностальгического сходства с нидерландским пейзажем его юности. Виллем де Кунинг переехал в Ист-Хэмптон, недалеко от Монтаука в 1963 году. Там же в 1969 году он и создал серию картин под названием «Монтаук I-IV».
Второе полотно из серии передает тонкие оттенки летнего света, отражающегося на местных пляжах в конце дня. «Montauk II» отличается колоритом, композицией и живописным динамизмом.
На аукционе за данную работу отдали 12,5 миллионов долларов.
Картина «Без названия» 1979 года была написана в переломный момент для художника. Тогда де Кунинг изменил стиль и стал экспериментировать с пейзажами. Здесь жидкая блестящая краска соседствует с фигуративными элементами и абстракцией. Картина примечательна насыщенной зеленой, синей и желтой красками. Выбор оттенков перекликается с природой в Ист-Хэмптоне, где у художника была своя студия.
Тогда де Кунинг использовал множество техник и инструментов, включая кисти и скребки. Оттенки желтого передают блеск солнечного света в воде, а огненно-малиновые вспышки — горящие угли. На аукционе работу приобрели за 34,5 миллионов долларов.
«Шляпу наверху» автор создал в 1987 году. Работа напоминает о женских формах и динамичных пейзажах, сопровождающих все творчество художника. Белый цвет здесь не является фоном, а встраивается в остальную цветовую гамму. Картины де Кунинга 1980-х годов расцениваются как новый творческий подъем автора. Полотно «Шляпа наверху» Sotheby’s продал за 10,5 миллионов долларов.
Персона
Виллем де Кунинг получил художественное образование в Роттердаме в Академии изящных искусств и прикладных наук, которая сейчас названа в его честь.
Позже Кунинг перебрался в Америку, где работал маляром и красил дома. Там же он познакомился со Стюартом Дэвисом, Джоном Грэмом и Аршилом Горки, которые оказали большое влияние на творчество де Кунинга. В 1930-х годах он уже состоял в Администрации прогресса работ и принимал участие в деятельности Союза художников.
Изначально Де Кунинг писал абстрактные натюрморты, а позже начал работать над серией черно-белых картин. Его первая выставка состоялась в 1948 году в галерее Чарльза Игана.
Де Кунинг стал известен публике и как скульптор в конце 1960-х годов. Его скульптуры — сочетание разрушения и созидания самих фигур. Это наиболее отчетливо прослеживается в формах глины, которые он лепил по нескольку раз, оставлял мокрыми, а затем снова переделывал и отливал бронзой.
На протяжении всей своей творческой карьеры де Кунинг работал в фигуративном и абстрактном направлениях, пытаясь разобраться в противостоянии этих двух стилей. Самой известной серией его работ стали «Женщины», начатые в 1950 году. Общие черты этой серии включают распад силуэта модели на мазки и контуры и гиперболизированную сексуальность.