Впервые очки упоминаются в России в 1636 году. Их считали никому не нужной диковинкой из-за границы и называли мелкозерными. Производство очков в России началось примерно в середине XVIII века. В начале XIX века согласно правил хорошего тона запрещалось смотреть младшим по чину или по возрасту на старших через очки.
Герой комедии В. Лукина «Щепетильник» написанной в 1765 году, говорит: «Невесть цаво-то смотрят. У них мнека стыда-та совсем кажется нету». Особенно не терпели очки на лицах своих подчиненных начальники. Много свидетельств и поговорок не в пользу очков собрано в словаре А.В. Даля. К примеру, «На слепого очков не приберешь»; Очки очками, а все без глаз нельзя». Московский главнокомандующий И. Гуднович срывал их со своих молодых подчиненных со словами: Нечего вам здесь так пристально разглядывать!». До конца XIX века в армии не запрещалось, но и не приветствовалось ношение очков. Практически не сохранились портреты офицеров в очках.
Изначально широко были распространены очки с небольшими овальными стеклами, т.к. при изготовлении овальных стекол использовали центральную часть линзы, не имеющую аберраций – искажений. Позже научившись удалять аберрацию стали выпускать очки более разнообразной формы и размеров. Оправа изготавливалась из стали, золота, серебра. Она была довольно тяжела и врезалась в нос и уши. Упоры защищающие нос придумали только в середине XIX века, а до этого использовали мягкую перемычку из кожи или сплетенных ниток. Более легким вариантом и популярной альтернативой очкам стало пенсне.
Пенсне не имело дужек и крепилось на переносице с помощью зажима. Стекла пенсне были овальной и прямоугольной формы. Носили пенсне на шнурке, в одном из стекол имелась дырочка с закрепленным шелковым шнурком, который пристегивался к лацкану пиджака или заправлялся за ухо. Стекла пенсне небыли защищены оправой, поэтому легко разбивались при падении. Мужские пенсне отличались от женских более массивными стеклами и пружиной, а также шнурок был простого черного цвета, в отличии от женского украшенного цветными нитями.
Популярность пенсне обусловлена тем, что оно придавало лицу неповторимое выражение. Многие считали, что взгляд из-под пенсне становится более беззащитным и мягким. Ироничный взгляд А.П. Чехова улавливаемый на фотографиях.
Шикарный образ у персонажа Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев» жалкого и беспомощного бывшего предводителя дворян.
Или образ из «Мастера и Маргариты» - «Теперь регент надел себе на нос явно ненужное ему пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло. От этого клетчатый гражданин стал ещё гаже, чем был тогда, когда указывал Берлиозу путь на рельсы».
Известна история, произошедшая с другом Пушкина, поэтом Дельвиг. В Царскосельском лицее запрещалось ученикам ношение очков. А поэт Дельвиг был сильно близоруким, и все женщины казались ему красавицами. И после окончания лицея, надев очки, поэта ждало сильное разочарование.