Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье...
Эпиграфом к публикации стали эти строки из стихов Александра Сергеевича Пушкина "Стансы", написанные им в 1826 году после возвращения из двухгодичной ссылки из Михайловского, имения своей матери. И посвящены эти строки императору Николаю I, ведь именно он оказал покровительство поэту и вернул из ссылки...
Приветствую вас, друзья! Нет, сегодня мы не рассматриваем взаимоотношения императора и поэта, а побываем на Исаакиевской площади и подробно, со всех сторон осмотрим памятник императору Всероссийскому, великому князю Финляндскому и царю Польскому Николаю I.
Через год после смерти Николая I, в 1856 году по указу его сына и наследника императора Александра II, было начато проектирование и сооружение памятника, длившееся три года. Место для памятника Александр II выбрал не случайное, напротив Кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии и недалеко от памятника основателю Петербурга Петру I.
Александр II принимал личное участие в создании монумента, вносил изменения и дополнения в проект памятника. Для его создания и воплощения в жизнь были привлечены архитектор Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Петр Карлович Клодт, русский скульптор, заслуженный профессор Императорской Академии художеств, автор коней Аничкова моста.
Общая композиция памятника, как и вся прилегающая территория Исаакиевской площади, были спроектированы Монферраном. Задумка архитектора состояла в создании объединяющего центра всего архитектурного комплекса площади, коим планировался стать памятник Николаю I. На протяжении вот уже более 160 лет, пьедестал, созданный Монферраном впечатляет своей монументальностью и изяществом. Изготовлен постамент в виде слоеного пирога, верхняя часть которого из белого итальянского мрамора, средняя - малиново-красного карельского кварцита, а основание из темно-серого гранита, добытого на каменоломнях у Ладожского озера.
А теперь о художественной составляющей пьедестала. Его украшением служат аллегорические женские фигуры по углам постамента. Автор скульптур, Роберт Карлович Залеман, русский скульптор, лифляндец по происхождению воплотил в бронзе основные человеческие добродетели: Мудрость, Веру, Правосудие, Силу.
Работа Р.К. Залемана была высоко оценена как заказчиком, в лице императора Александра II, выдавшего скульптору бумагу на потомственное дворянство, так и Императорской Академией художеств, присвоившей ему звание академика. Знаковые и всем известные произведения Залемана: скульптурные группы для памятника "Тысячелетие России" в Новгороде, бюст русского полководца А.А. Суворова, статуя "Минерва" на куполе здания Академии художеств, и, конечно же, всем известный ангел на шпиле Петропавловской крепости - четвертая версия ангела, сохранившаяся до наших дней была изготовлена по рисункам Роберта Карловича Залемана...
Между фигурами аллегорий "Правосудие" и "Сила" установлены бронзовый государственный герб и надпись "Николаю I - Императору Всероссийскому. 1859-й". Кстати, торжественное открытие памятника было приурочено ко дню рождения императора 25 июня.
Помимо Р.К. Залемана, в создании памятника принимал участие еще один скульптор, Николай Александрович Рамазанов. Благодаря его творчеству, мы и сегодня можем любоваться великолепными барельефами, украшающими постамент монумента. Будущий скульптор вырос в артистической среде. Н.А. Рамазанов разносторонняя творческая личность, помимо монументально-декоративной скульптуры, где он достиг больших высот, занимался изобразительным искусством, был литератором, историком искусства... Три барельефа из четырёх выполнены Рамазановым, один Залеманом...
На барельефах отражены важные вехи в период правления Николая I. Одним из них стало постройка Веребьинского моста на железной дороге, соединяющей Санкт-Петербург с Москвой. В то время это был самый длинный ж/д мост в России. На барельефе изображено самоличное присутствие императора на открытии Веребьинского моста в 1851 году.
На другом барельефе - усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади в 1831 году. Заслуга в подавлении бунта принадлежит, конечно, не столько императору, сколько вмешательству в события армейских военных частей, однако, когда порядок был наведен, император прибыл на Сенную площадь и выступил с обращением к поданным...
На верхнем снимке барельеф посвящен еще одному важному событию - составлению первого Свода законов. Работу по упорядочиванию законодательства Российской империи выполнил Сперанский Михаил Михайлович - государственный деятель, законотворец. Именно он заложил основу юридической науки и юридического образования в России. На барельефе Николай I в торжественной остановке награждает Сперанского орденом Святого апостола Андрея Первозванного, причем, снимает орден с себя и передает его законотворцу...
Между аллегорическими фигурами находятся барельефы с военной атрибутикой разных эпох. Между скульптурами Сила и Правосудие - оружие и доспехи времени правления Николая I, между Верой и Мудростью - горского кавказского, состоявшего из шлема, кольчуги, наручей (доспехи для защиты рук), сабли, кинжала, ружья, пистолета, и барельеф с древнеславянским вооружением: мечи, сабли, топоры, копье, булава, бердыши-алебарды, из защиты - шлем, различные кирасы, нагрудники, щит. Барельефы с оружием работа, всё того же, Роберта Карловича Залемана...
Ну и, наконец, перейдем к шедевру творческой и инженерной мысли, воплощенной в металле, к конной композици, выполненной гениальным скульптором Петром Карловичем Клодтом. Монумент представляет собой фигуру всадника на вздыбленном коне, в роли всадника, конечно же, образ императора Николая I. Тот памятник, который мы видим сегодня, является не первым, но последним вариантом, ведь есть исторические документы, эскизы и наброски, даже отлитые модели памятника в разных вариациях. В итоге, именно этот проект, когда император поднимает коня на дыбы, был одобрен Александром II.
Если внимательно посмотреть, то видно, что Николай I облачен в кирасу поверх парадного офицерского мундира Лейб-гвардии Конного полка, в ботфортах и каске с двуглавым орлом. То, что император предстал именно в форме этого воинского подразделения объясняется тем, что шефами этого полка были, как правило, царствующие особы, и, кстати, наименование это, Лейб-гвардии Конный, полк получил в 1801 году при императоре Александре I.
И о коне, известно, что скульптор делал его с натуры, во многих источниках упоминается любимый скакун Николая I - Амалатбек. Петр Карлович Клотд совершил казалось бы невозможное с технической точки зрения - вся эта 20-ти тонная шестиметровая конная скульптура держится на двух точках опоры, задних ногах лошади. Скульптор идеально рассчитал центр тяжести для устойчивости и равновесия всей композиции.
Да, это исключительно уникальный вид конных скульптур с опорой на две точки, до памятника Николаю I в Санкт-Петербурге в мире существовало три подобных шедевра... Браво! Великое счастье, что в России были такие большие мастера своего дела и по прошествии многих лет мы можем любоваться шедеврами их творчества! Низкий поклон ленинградцам, сохранившим, несмотря на тяжелые годы блокады, всю эту красоту. Отдельная благодарность реставраторам!
Друзья, спасибо что были со мной! Впереди новые публикации, не пропустите! Подписывайтесь на канал и смотрите Петербург со мной! Меня зовут Михаил, до новых встреч!