Пролог
Экономику Советского Союза, страны, занимавшей 1/6 часть земной суши, лидера тогдашнего мира социализма нельзя рассматривать совершенно изолированно от мировой экономики. Грамотное использование разразившейся "Великой депрессии" помогло СССР достаточно успешно провести индустриализацию первых пятилеток. А вот ситуацию объявленным периодов форсированного строительства материально-технической базы коммунизма и развитого социализма таковой вряд ли можно назвать.
Советская политэкономия, политология и история вполне представляли себе, что такое подразумевается под термином неоколониализм, и каковы его проявления в актуальной тогда реальности.
Выдержка из Большой советской энциклопедии, статья "Неоколониализм": Наряду с прежней тенденцией сохранения бывших колоний и полуколоний в качестве аграрно-сырьевых придатков к экономике высокоразвитых капиталистических стран усиливается новая тенденция превращения развивающихся стран в «производственный придаток» мирового капиталистического хозяйства в целом.
Что же происходило в 1960 - 1970-е годы, когда по уверениям пропагандистов СССР шёл от победы к победе в состязании с миром капитализма?
Нефть в обмен на зерно
Начиналось всё как просто краткосрочное тактическое решение. Советский нефтяной экспорт вообще за относительно непродолжительный срок претерпел несколько переломных изменений. В 1920-е экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР был одним из важнейших направлений, в 1928 году доля поставок советского нефтепрома составляла более 5% в общемировом рынке. Но индустриализация, а затем коллективизация и подготовка к неминуемой войне значительно переориентировали пути реализации нефти и нефтепродуктов.
Во время Великой Отечественной СССР даже приобретал по ленд-лизу столь необходимое высокооктановое топливо. Война же способствовала и скорейшему продвижению индустриализации на восток страны. В 1950 - 1960-е разведаны месторождения в Волгоуральском регионе и Западной Сибири. В условиях объявленного на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года форсированного строительства материально-технической базы коммунизма, закреплённого в новой Программе КПСС на XXII съезде КПСС в 1961 году, всё это встречено было с большим энтузиазмом. С 1955 по 1960 годы Советский Союз удвоил добычу нефти и стал вторым в мире производителем энергоносителей после США.
В 1958 году, несмотря на противодействие США, Координационным комитетом по экспортному контролю (COCOM), объединявшим 17 капиталистических стран, под давлением европейцев снят запрет на экспорт в СССР технологий по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа. В 1960-е построен магистральный нефтепровод "Дружба" в Венгрию, Чехословакию, Польшу, ГДР и, практически, до границ Западной Европы. На рубеже 1950 - 1960-х меняется и структура экспорта: львиная доля переместилась к поставкам сырой нефти взамен продуктов промышленной переработки.
Если в 1970 году из СССР экспортировалось нефти на 1,323 миллиарда рублей, то в 1975-м, по данным статистического справочника «Внешняя торговля СССР 1922-1981», уже на 5,9 миллиарда (приблизительно 8,08 миллиарда долларов по среднему курсу). В 1978 году «чёрного золота» было продано на 10 миллиардов рублей (14,16 миллиарда долларов), в 1981-м – на 21,6 миллиарда рублей (32 миллиарда долларов).
Кандидат исторических наук Мария Славкина в своей работе «Триумф и трагедия. Развитие нефтегазового комплекса СССР в 1960-1980е годы» приводит другие, но всё равно впечатляющие цифры. В 1970 году, по её подсчётам, валютные поступления от экспорта нефти равнялись 1,05 миллиарда долларов, в 1975-м уже 3,72 миллиарда долларов, а к 1980 году -15,74 миллиарда долларов.
В количественном выражении поставки «чёрного золота» из СССР за рубеж выросли с 66,8 миллионов тонн в 1970-м до 119 миллионов в 1980 году. Постепенно нефть вытесняла из экспорта другие товары. Если в 1970 году на машины и оборудование в поставках за границу приходилось 21,5 процента, то в 1980-м – 15,8. Доля топлива и электроэнергии выросла соответственно с 15,6 до 46,9 процента.
Из материалов сайта "Русская семёрка"
К началу 1960-х хрущёвское преобразование сельского хозяйства зашло в тупик. В 1963 году Советский Союз провёл крупные закупки зерновых и муки. С тех пор зерно-импорт планомерно возрастал. В начале 1970-х он вырос уже вдвое и с тех пор почти не снижался. Но импортировал СССР из продуктов питания не только зерно. К середине 1980-х по сравнению с 1960 годом в 13 раз вырос импорт мяса, импорт сливочного масла — в 69 раз, импорт растительного масла — почти в 14 раз, импорт рыбы — больше, чем в 5 раз. И, вопреки страстным поклонникам "советского рая", даже при таком росте импорта дефицит продуктов питания в торговой сети сохранялся постоянно в той или иной пропорции.
Сделка века "газ — трубы"
Истоки этой поистине сделки века тоже коренятся в коротком, но очень бурном правлении Никиты Сергеевича Хрущёв. В 1960 году было заключено долгосрочное соглашение на поставку из ФРГ труб большого диаметра. Но определяющее соглашение "сделки века" было заключено только в феврале 1970 года. Его подписали министр экономики ФРГ Карл Шиллер и министр внешней торговли СССР Николай Патоличев.
Вкратце схема советско-зададногерманского договора была такова. Германская сторона в лице сталелитейных гигантов Mannesmann, Tyssen, Phoenix-Rheinruhr и других промышленных партнёров обязались поставить трубы большого диаметра, оборудование для перекачки газа и необходимое технологическое сопровождение. Финансовое обеспечение сделки проводилось за счёт кредита, выданного советской стороне немецким Deutsche Bank. Приобретателем голубого топлива с германской стороны был концерн Rhurgas. Возврат кредита СССР должен был осуществляться поставками природного газа.
Реализация проекта столкнулась с самым серьёзным противодействием со стороны США. Но, тем не менее, в начале 1980-х было заключено новое масштабное соглашение со сроками поставки газа с 1984 по 2008 год.
В 1987 году издательство "Финансы и статистика" выпустило юбилейный статистический сборник "Народное хозяйство СССР за 70 лет". Сборник позволяет сделать интересные подсчёты. За четверть века с 1960 по 1985 годы объём экспорта сырой нефти увеличился в 6,5 раза, нефтепродуктов — в 3 с небольшим раза, горючего газа — в 340 раз, железной руды — в 2 с небольшим раза, каменного угля — в 2 с лишним раза. Вырос экспорт и технологичных товаров: промышленного оборудования и бытовой техники. Но есть нюанс, значительная часть промоборудования шла странам третьего мира, объявившим о строительстве у себя социализма. И ещё один нюанс, импорт по тем же статьям зачастую превышал экспорт.
Не в коня корм: валюта для технологического рывка
Те, кто в целом положительно оценивают действия советских руководителей в продвижении экспорта углеводородов на Запад, в качестве аргумента приводят появившуюся возможность использовать валютные поступления для технологического рывка. То есть, рывок этот возможно было совершить только приобретая западные (Японию в этом случае можно условно отнести к Западу) технологии. Довольно странно, если учесть, что к концу 1970-х в СССР трудились четверть всех научных сотрудников мира. Многочисленные НИИ буквально опутали страну, если даже в относительно небольшом городе Дзержинске Горьковской области, где в эти годы жил автор, их было несколько с собственной производственной базой. Многие рассказывали, что зачастую в таких НИИ просто нечем было себя занять. Хотя множество добровольных изобретателей-самручек не могли убедить соответствующие инстанции обратить внимание на их идеи. И при всём при этом самой передовой стране мира позарез нужны были западные технологии? Вдвойне странно, когда те же японские крупные корпорации открыто заявляли, что в круг их пристального внимания попадают даже такие популярные журналы как "Юный техник" и "Техника молодёжи".
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.