Нож должен быть смычком в руке настоящего хирурга (Н.И. Пирогов)
Родился 25 ноября 1810 г., Москва. Умер 5 декабря 1881 г., с. Вишня, Подольская губерния.
Русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первой картинки географической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Тайный советник.
Он стал первым отечественным врачом, памятник которому был установлен в столице.
Эфир вместо стакана спиртного
Заслуги Пирогова уже при его жизни были окутаны всенародной славой. Известен случай, когда во время Крымской войны в госпиталь доставили тело бойца с оторванной головой. Голову несли следом. На недоуменные вопросы сослуживцы погибшего солдата ответили: «У вас же оперирует доктор Пирогов. Он пришьет голову нашему товарищу. И тот еще повоюет». В народе Пирогова называли не иначе как «чудесный доктор».
Пирогов не раз совершал прорывы в медицине. Во время войны на Кавказе он первым в полевых условиях применил во время операции в качестве наркоза эфир. До этого в лучшем случае раненого ждал стакан спиртного, который не мог заглушить боль, когда резали по живому. Неудивительно, что на операционном столе тогда многие умирали от болевого шока.
Во время Крымской войны Пирогов начал применять собственное изобретение — гипсовые повязки. Тот самый, хорошо известный нам и сегодня гипс. Эта идея пришла ему еще в мирное время, когда он был в гостях в мастерской у своего друга скульптора Николая Степанова. «Я в первый раз увидел действие гипсового раствора на полотне, — писал врач. — Я догадался, что его можно применять в хирургии и тотчас же наложил бинты и полоски холста, намоченные этим раствором, на сложный перелом голени. Успех был замечательный. Повязка высохла в несколько минут: косой перелом с сильным кровяным подтеком и прободением кожи зажил без нагноения и без всяких припадков. Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой практике». Так и случилось.
Борьба с холерой
Все свои идеи и научные наработки Пирогов старался воплощать как можно быстрее на практике. Во время эпидемии холеры хирург добровольно рисковал жизнью, изучая это смертельно опасное заболевание. Он вскрыл более 800 тел погибших от этой заразной болезни, чтобы понять механизм ее действия в организме. А поняв, сразу же дал необходимые рекомендации при лечении холеры, которые прекрасно сработали.
Пирогов выпустил первый в России анатомический атлас. О важности этого труда говорит такой интересный факт. Будучи молодым ученым, он ездил во Францию, чтобы познакомиться с работой тамошних хирургов, которые считались лучшими в мире. В один из дней он нанёс визит известному профессору хирургии и анатомии Вельпо и застал его за чтением... своей недавно изданной в Дерпте статьи «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». В общем, это еще был вопрос, кто у кого должен учиться. Знакомство с французской хирургией разочаровало Пирогова. Во время операции за спиной известного хирурга стоял анатом, который подсказывал, где находятся сосуды и нервные окончания. Оказалось, что прославленный врач не знал в нужном объеме анатомии. Пирогов считал подобное недопустимым. Он провел тысячи часов в анатомическом театре, препарируя трупы, чтобы создать рисунки строения внутренних органов. Анатомический атлас Пирогова актуален и сегодня. Специалисты поражаются, как без современных средств диагностики ученый сумел создать столь точную картину внутреннего строения человека.
В университет поступил в 14 (!) лет
Работоспособность Пирогова была уникальной. В Московский университет на медицинское отделение он поступил в возрасте 14 лет. Юноша слукавил и прибавил себе два года, сказав, что ему 16 лет. Иначе у него даже документы не приняли бы. Вступительные экзамены сдал успешно. Закончил университет одним из лучших на курсе и получил квалификацию лекаря. После продолжил совершенствоваться в университете в Дерпте (нынешнее Тарту — Ред.), где готовили профессоров для отечественных университетов. Там он пять лет трудился в местной хирургической клинике. По итогам блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии.
Когда доктор возвращался домой из Дерпта, его настигла тяжёлая болезнь, и он надолго остановился в Риге. Как только ему стало легче, неутомимый учёный сразу приступил к операциям. Одним из «сложных» пациентов Николая Ивановича стал цирюльник, лишившийся носа, и доктор в буквальном смысле слова сделал ему новый нос. Так было положено начало направлению в хирургии, называемому ринопластикой.
В 1841 году он, наконец, получает кафедру хирургии в Петербурге, где работает больше 10 лет. Именно в Петербурге Пироговым была создана первая в нашей стране хирургическая клиника с направлением по госпитальной хирургии. Вскоре Николай Иванович получает ещё одно важное назначение и становится директором завода по производству инструментов. Теперь он может внедрять свои новаторские разработки, благодаря которым хирургический инструментарий совершенствуется. Больницы буквально атаковали известного доктора просьбами стать консультантом.
Военно-полевая хирургия
Военная медицина — ведущее направление, которым Николай Иванович увлечённо занимался на протяжении всей жизни. Такое направление как военно-полевая хирургия обязано своему развитию именно доктору Пирогову. Он впервые разработал методику сортировки раненых, разработал учение о видах и классификации ран и способах их лечения. Именно он придумал различные виды повязок, и по сей день применяемых в хирургической практике: крахмальную и гипсовую. Эти виды повязок используют при сложных переломах костей.
Напрасно говорят, что организм наш есть машина; наоборот, каждая придуманная нами машина есть не что другое, как сколок с существующих уже в природе и в нашем организме приборов и снарядов. (Н.И. Пирогов)
Николай Иванович Пирогов принял участие в четырёх военных кампаниях. Во время Кавказской войны (1847 год) доктор провёл первую в мире операцию с использованием эфирного наркоза. Операция прошла успешно, после чего в ближайший год Пироговым было сделано ещё около 100 аналогичных вмешательств — с детальным анализом каждого из них. Именно он впервые применил введение наркоза в трахею, внутривенно, прямую кишку и канал спинного мозга у пациентов.
В то время ещё не существовало такой науки как бактериология, поэтому смертность больных в госпиталях была очень высокой. Однако блестящий аналитический ум Пирогова сделал абсолютно верные выводы, спасшие жизни сотен людей. Пациентов, страдающих выраженными инфекционными заболеваниями (рожистое воспаление, гнойные инфекции, гангрена) Пирогов срочно изолировал в отдельные помещения, чтобы они не заражали других больных. Николай Иванович впервые стал применять раствор хлорки для дезинфекции. Немногие знают о том, что применение йода в практике обеззараживания тоже является заслугой Пирогова. В те времена настойка йода считалась одним их самых дорогих лекарственных препаратов, но доктору удалось добиться её повсеместного применения в военно-полевых, а позже и в обычных больничных условиях.
Когда в 1853 году началась Крымская война, Николай Иванович отправляется на театр боевых действий. Прославленного врача не хотели отпускать, понимая, насколько это опасно. Но он добился отправки на фронт и прибыл туда в разгар сражений за Севастополь.
Впервые в российской истории в это время было введено такое понятие как сестринская помощь больным. С этой целью Николай Иванович организовал курсы и подготовил сестёр Крестовоздвиженской общины.
Сортировка раненых
В письме жене Пирогов писал, что там он застал 2000 раненных
«скученных вместе, лежащих на грязных матрацах, перемешанных, и целые 10 дней почти с утра до вечера должен был оперировать таких, которым операции должно было сделать тотчас после сражения». Пирогов не только выполнял свой врачебный долг, он проявил организаторские таланты. «Я первый ввел сортировку раненых на севастопольских перевязочных пунктах и уничтожил этим господствовавший там хаос».
По Пирогову, каждого раненого нужно было отнести к одному из пяти типов. Первый — безнадежные и смертельно раненые, которым нужны уже не врачи, а утешители: медсестры или священники. Второй — тяжело и опасно раненые, требующие безотлагательной помощи. Третий — тяжелораненые, «требующие также неотлагательного, но более предохранительного пособия». Четвертый — «раненые, для которых непосредственное хирургическое пособие необходимо только для того, чтобы сделать возможную транспортировку». И наконец пятый — «легкораненые, или такие, у которых первое пособие ограничивается наложением легкой перевязки или извлечением поверхностно сидящей пули».
«Мы заняты и ночь и день»
В очередном письме к жене с войны он рассказывал:
«На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят женщин и детей с оторванными членами от бомб... Мы заняты и ночь и день... Сплю и провожу целый день и ночь на перевязочном пункте — в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови, в танцевальной зале лежат сотни ампутированных, а на хорах и биллиарде помещены корпия и бинты. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно, попеременно, день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале Собрания стоны раненых».
Он тесно сотрудничал с международной организацией «Красный Крест», которая в 1870 году предложила ему объездить с инспекцией военные госпитали на территориях, где велась франко-прусская война. В 1877 году состоялась ещё одна подобная инспекция госпиталей: на этот раз уже во время русско-турецкой кампании.
В нескончаемых трудах и открытиях прошли полвека научной деятельности Пирогова. Эта дата торжественно отмечалась российской общественностью в 1881 г. Увы, гениальный хирург к тому времени был неизлечимо болен. Он скончался летом того же года. Памятник в его честь, воздвигнутый в Москве вскоре после кончины, был только началом увековечивания имени одного из самых известных русских врачей.
Цитаты:
...нельзя быть совершенно откровенным с самим собою, даже когда живёшь в себе, так сказать, нараспашку
Отчего так мало автобиографий? Отчего к ним недоверие? — Верно все согласятся со мною, что для мыслящего, любознательного человека нет предмета, более достойного внимания, как знакомство с внутренним бытом каждого мыслящего человека, даже и ничем не отличавшегося на общественном поприще.
Впрочем, к утешению моему, я убедился, что не меня одного ничему не научили попы: в Московском университете я встречал потом и старых семинаристов, не больше моего успевших в понимании Горация.
Я прожил только 70 лет,— в истории человеческого прогресса это один миг,— а сколько я уже пережил систем в медицине и деле воспитания! Каждое из этих проявлений односторонности ума и фантазии, каждое применялось по нескольку лет на деле, волновало умы современников и сходило потом с своего пьедестала, уступая его другому, не менее одностороннему. Теперь, при появлении новой системы, я мог бы сказать то же, что ответил один старый чиновник Подольской губернии на вопрос нового губернатора:
— Сколько лет служите?
— Честь имел пережить уже двадцать начальников губернии, ваше превосходительство.
Люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы заметить, при первом вступлении в свет, резкое различие между этими основами и направлением общества, слишком совестливы, чтобы оставить без сожаления и ропота высокое и святое, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти поневоле или по неопытности. Недовольные, они слишком скоро разлаживают с тем, что их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают; все глубже и глубже роются в рудниках своей души и, неудовлетворенные стремлением общества, не находят и в себе внутреннего спокойствия; хлопочут, как бы согласить вопиющие противоречия; оставляют поочередно и то и другое; с энтузиазмом и самоотвержением ищут решения столбовых вопросов жизни; стараются, во что бы то ни стало, перевоспитать себя и тщатся проложить новые пути.
Я сделался искренне верующим, не утратив нисколько моих научных убеждений.
По материалам книг Н.И. Пирогова «Быть хирургом. Записки старого врача», «Проблема смысла жизни в педагогике», статей Марии Март (lsvsx.livejournal.com) и сайта medobr.com
Благодарим вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.