Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как часто Вы слышите от старшего поколения, что "Раньше дети другие были" или же "Вот молодежь пошла, ничего не хочет делать"? Думаю, что все когда-либо слышали такие "фразочки" в адрес подростков или студентов, которые, как говорит более старшее поколение, "уткнулись носом в свои телефоны". И в принципе, это нормально! Ведь все мы в процессе взросления приобретаем определенный базовый набор ценностей, с которыми мы идём по жизни, и, что естественно, если люди более младшего возраста эти ценности не разделяют, нас это приводит в недоумение. Сегодня я бы хотел поговорить о поколении Z - так называемых "зумеров". Рассмотрим, кто это такие, какие их характерные черты и чем они отличаются от нас - от поколения X и Y.
Теория поколений
Когда говорят о каких-то видов "поколений", прежде всего подразумевается маркетинговая составляющая. Ведь вообще по сути данное исследование нужно лишь для того, чтобы изучить спрос на те или иные товары разными группами потребителей. Однако, из картины потребления вырисовывается некий портрет личности, а в данном случае - портрет поколения.
Теория поколений — это идея о существовании неких поколенческих циклов, сменяющих друг друга примерно каждые 20 лет. Суть теории заключается в том, что люди, родившиеся в определенный период времени, попадая под влияние социально-культурных факторов, имеют схожие ценности, модели поведения и даже мышления. Теория разработана в США историком Уильямом Штраусом и писателем Нилом Хау и подробно описывает смену поколений в Америке. Сейчас в нашей стране маркетологи среди людей, обладающих покупательской способностью, выделяют три категории:
Поколение X — это люди, родившиеся в период с 1963 по 1984 годы. Сегодня, в 2022 году, им от 38 до 58 лет. По данным портала RuGeneratons.su за 2016 год это самое многочисленное поколение нашей страны, оно составляет 30% от всего населения.
Поколение Y - люди, родившиеся в период с 1985 по 1999 год. Это самая активная и платежеспособная публика на сегодняшний день. Дети перестройки, которые будучи подростками вели вполне сытую жизнь, уже совсем не такие «плюшкины», как иксы: не ставят доходы высшей ценностью, готовы идти на риск, заниматься предпринимательством. Много внимания уделяют заботе о себе и окружающем мире. Прекрасно ориентируются во всех доступных современных технологиях, не расстаются со смартфоном. При этом при выборе товаров/услуг ориентируются на отзывы реальных людей, а не на обещания производителя. Ваш покорный слуга (т.е. Я) как раз относится к этому поколению.
Поколение Z — это самое молодое поколение, только вступающее в платежеспособный возраст. Представители этого поколения родились в период с 2000 года и продолжают рождаться до сих пор (временной отрезок этого поколения 2000 — 2023 гг.) Не смотря на столь молодой возраст, именно они являются главным объектом внимания современных маркетологов и задают тренды.
Про виды так называемых поколений мы поговорили. Теперь давайте определим, какие же ценности несёт за собой поколение Z и чем оно отличается от нас - от поколения X и Y.
Отличительные особенности поколения Z
Прежде всего давайте поймем, кто эти люди? Во-первых, детство этих людей пришлось как раз на так называемые "сытые нулевые", в то время, когда Россия возвращала былые позиции на мировой политической арене. Эти дети радовались бронзовым медалям нашей футбольной сборной на чемпионате Европы-2008 и победе Димы Билана на Евровидение, были волонтерами на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, "тусили" на Fan-зоне Чемпионата мира по футболу в 2018 году вместе с бразильцами, аргентинцами, немцами, французами и т.д. Они учатся в отремонтированных школах, гуляют по чистым дворам с новыми современными спортивными и детскими площадками.
Люди Z пользуются планшетами, айпадами, 3D- и VR-реальностью. Часто понятие "поколение Z" используется в качестве синонима к определению "цифровой человек". Представителям Z-поколения интересны технология и наука (есть предположения, что многие Z посвятят себя биомедицине, инженерно-техническим вопросам, робототехнике, IT-специальностям), искусство. По прогнозам, они будут рационально расходовать деньги и придерживаться ЗОЖ.
Общие черты для поколения Z:
- Вовлеченность. Вполне обычное дело, что "Зумеры" всегда в сети и на связи: в чатах, социальных сетях, на форумах. Делают покупки по рекомендациям друзей или под влиянием последних трендов в моде, а также лидеров мнений (медийных личностей, известных блогеров и т. д.). При этом хотят не получить конкретную вещь, а ощутить сопричастность. Им нравятся не сезонные коллекции, а модные тенденции.
- Убежденность. Представители поколения Z непоколебимы, и эта черта явно прослеживается в их предпочтениях как потребителей. Ретейлер ориентируется на готовность поколения Z воспринимать новое и приоритет индивидуальности (поэтому нужно помнить о кастомизации вещей). Чтобы сделать предложение в нужный момент, важно понять, чем люди Z интересуются и чего они ждут.
- Интерес к образованию. Классическое ВУЗовское образование не сильно интересует "зумеров". Они больше предпочитают обучаться на онлайн-курсах и заниматься самообразованием. Большинство из этих людей поняли, что наличие диплома о высшем образовании не гарантирует тебе "успешный успех", поэтому свою тягу к изучению чего-то нового эти люди как правило проявляют с ранних лет.
- Озабоченность общественными проблемами. Поскольку доступ к информации для "зумеров" по факту не ограничен, многие из них начинают для себя понимать, что наша планета и человечество в целом в опасности. Они призывают политиков всего мира к более серьезному взгляду на проблемы экологии, социального и гендерного неравенства.
"Поколение Z" изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.
Социологи обычно сходятся на том, что "поколению Z" свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся "застрять" на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.
"Зумеры" не разделяют друзей на реальных и виртуальных. Они могут поделиться своими переживаниями как с другом, с которым росли в одной песочнице, так и с товарищем из интернета, с которым каждый вечер бок о бок сражаются в компьютерной игре.
Основное различие между зумерами и их родителями заключается в меньшем зрительном контакте. Представители поколения Z буквально с рождения держат гаджеты в руках и привыкли смотреть вниз, на экран. Поэтому иногда даже при беседе с кем-то они по привычке опускают взгляд в поисках заветного смартфона.
"Зумеры" путешествует с раннего возраста. Для них важны не только направления, но и уникальный опыт, который они могут получить, оказавшись на другом конце Земли. Так, пока их родители предпочитают на пляже, они успевают посетить мастер-класс по гончарному искусству, занятие по йоге на берегу моря и исследовать ближайшие окрестности.
И, пожалуй, самое главное это то, что поколение Z боится упустить что-то важное. Наблюдая в соцсетях за успехами ровесников, они вгоняют себя в депрессию мыслями о собственной непродуктивности. В поисках себя и желаемой сферы деятельности зумеры трудоспособного возраста все чаще и чаще меняют работу. При этом на каждом месте они стремятся выполнять сразу несколько функций.
Возможно поэтому родители "зумеров" частенько не понимают своих детей, когда вместо классического желания "стать врачом, юристом, инженером" они пытаются пробовать себя в видеоблогинге и творчестве, вкладываются в криптовалюту или мечтают стать бизнес-тренерами. Ведь в сети множество примеров успешных и богатых людей именно из вышеперечисленной категории граждан, а не наоборот, как думают их родители.
Всё это вызывает и проблемы современного общества, ведь походы к психотерапевту, обращение к психологу - это всё-таки относительно новое явление для россиян, и, как правило, присуще оно более молодому поколению. "Зумеры" пытаются разобраться в себе, страдают от чувства "недосамореализованности", пытаются найти ответы у психологов на вопрос в каком направлении им дальше себя искать.
В общем, на самом деле, нынешнее поколение молодых людей - очень самобытное и интересное, ни коем образом не похожее на два предыдущих. От этого и жить, по сути, интереснее! Ведь стремление к чему-то новому заставлять двигаться вперёд не только "Зумеров", но их родителей, поэтому если Представители поколений X и Y будут больше вникать в увлечения и интересы своих "зумерских" детей / племяников / подчинённых, тем больше им самим будет спокойнее и интереснее жить, понимая тенденции нового времени.
Как вы оцениваете нынешнюю молодежь? Чему, как Вы думаете, мы должны поучиться у них, а они у нас? Пишите в комментариях! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#общество #зумеры #интересные факты #поколение z #поколение Y
#семья #психология #маркетинг