Найти тему
Учитель гармонии

Мы пели дуэтом

Мы объехали полстраны в режиме экспедиций. Сообща, в четыре руки, "ставили на крыло" студентов.

Много лет я ассистировала ему во всём - надёжно, добровольно, безвозмездно. Редактировала его статьи и монографии, переводила на английский тексты докладов и аннотации, подменяла на семинарах. Успевая учиться, а затем и работать в охотку... я одновременно жила его жизнью.

Мы пели дуэтом. Он, консерваторский профессор-фольклорист, вдруг открыл во мне крепкое "народное" сопрано. Впоследствии, сосредоточившись на преподавании сольфеджио и гармонии в "Мерзляковке", я неоднократно задумывалась о важности приобретённых вокальных навыков. Тембр пришлось скорректировать, свобода же осталась - точность выражения, стабильность интонации, лёгкость "перебросов" от пения к речи.

Помнится, возраст неумолимо подбирался к тридцати. Воспитанная на идеалах семейственности и конкретно многодетности, я понимала: ещё чуть-чуть - и отстала навсегда, упустила все шансы. Нужно было резко менять вектор; решение далось через боль.

Я искала. Вероятно, искали и меня тоже. Мой 2008/09-й учительский год прошёл в метаниях между здравым смыслом и перезревшим, давно выродившимся, безобразно искажённым чувством долга. К июню удалось сформулировать, что я настроена на родительство и вскорости выхожу замуж. В октябре сравнялся тридцатник, паспорт был уже новый.

Тот, с кем некогда пели дуэтом, отрезал: далее петь никак не возможно, ибо бессмысленно, ибо противоречит всем законам естества. Ловко растащенная по главам и параграфам, канула в небытие моя сырая, но логически здоровая кандидатская. Ушло "нагретое" место на кафедре. Впрочем, я о нём никогда, по-честному, не мечтала.

Родилась дочь, позже - сыновья; СПО в лице "Мерзляковки" по-прежнему во мне нуждалось, участливо распахнув объятия. Круг замкнулся, возврата к прошлому быть не могло.

В 2020-м шеф покинул этот мир. В последние годы, в скудных беседах он не скрывал удивления мною в материнском качестве. Сокрушался о том, что ранее не верил в такую возможность, не допускал её даже в самых смелых фантазиях.

-2

Личные отношения нередко верховодят в мире профессионального устройства. Это данность. Так было всегда, так будет и дальше. Избежать невозможно - избегать и не нужно. А вот стать сильнее, возвысившись над примитивным школярским посылом "Я тебе больше не дружок", - очень желательно. Продуктивно.

Несмотря ни на что, делать своё дело, делом спасаться.

В том числе, и на пепелище души, когда хочется спрятаться дома и зареветь.

Впрочем, нет такой опции для взрослого человека - отгородиться от жизни, от работы, от людей во всём их многообразии.

Справедливо и для музыкантов.