Женщины составляют 70-80% рабочей силы в индустрии моды – отрасли, которая уже давно изобилует дискриминацией по признаку пола и насилием в отношении женщин и девочек, даже несмотря на то, что большинство потребителей составляют женщины. Каждый аспект отрасли имеет системные проблемы, которые необходимо решать – от несправедливой заработной платы и опасных условий труда, от которых ежедневно страдают работники швейной промышленности, до изнасилований и торговли моделями, а также того факта, что женщины занимают менее 25% руководящих должностей в компаниях, занимающихся модой.
Индустрия моды нуждается в решении этих структурных, системных проблем и в том, чтобы отраслевая политика отражала эти сдвиги, чтобы женщины в индустрии начали процветать в безопасных условиях. Без изменений политики и сотрудничества брендов, потребительского спроса на этичные отраслевые практики и эффективного законодательства правительств мода останется небезопасной отраслью для женщин по многим направлениям, даже если женщины являются ее целевыми потребителями. Тем не менее есть надежда, поскольку перспективные бренды начинают осознавать необходимость перемен.
Если вы работаете в мире моды или каким-либо образом связаны с ним, вот несколько идей для принятия мер по прекращению насилия в отношении женщин во всех его формах. Хотя не все в этом списке может подойти для конкретной компании или ситуации, надеюсь, что это станет полезной отправной точкой. Если у вас есть какие-либо другие предложения и подсказки, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.
Сделайте тренинги по предотвращению домогательств обязательным элементом корпоративной культуры
Являетесь ли вы владельцем бизнеса, модельного агентства или любой другой компании в сфере моды, подумайте о том, чтобы сделать программы профилактики сексуальных домогательств обязательной частью обучения руководства и сотрудников, а также политики в области охраны труда и техники безопасности. Например, иорданская программа "Лучшая работа" провела тренинг по предотвращению сексуальных домогательств в партнерстве с Jerash Garment & Fashion Manufacturing.
Тренинг содержал практические рекомендации о том, как предотвращать сексуальные домогательства и бороться с ними, включая разработку и применение эффективной политики, обучение менеджеров и работников распознавать случаи сексуальных домогательств и вмешиваться в них, а также углубление понимания руководством того, как сексуальные домогательства негативно влияют на работников и рабочее место.
Просвещайте работников об их правах
Если женщины, работающие в модной индустрии, смогут понять свои гражданские права и права человека, они окажутся в гораздо лучшем положении, чтобы защищать себя от несправедливой заработной платы, плохих условий труда, физического и сексуального насилия или любых форм домогательств.
Например, инициатива Глобального фонда в интересах женщин, C&A Foundation и Gender at Work помогает женщинам-швейницам узнать о своих правах, о том, как обеспечить эти права, и стать лидерами в создании системных изменений, которые имеют решающее значение для предотвращения насилия.
Создайте безопасный механизм подачи жалоб
Социальные проверки, проводимые на предприятиях, часто недостаточны для выявления домогательств на рабочем месте, сексуального насилия и плохих условий труда. Эти аудиты, как правило, основаны на интервью на производстве и редко позволяют получить откровенные ответы от работников, которые боятся быть уволенными. Создание независимого механизма подачи жалоб имеет решающее значение для предоставления женщинам безопасного канала для сообщения о случаях домогательств, насилия и угроз для здоровья, не опасаясь репрессий.
Одна из таких программ была запущена в Лесото двумя местными женскими правозащитными организациями – Федерацией женщин-юристов Лесото и Фондом исследований и образования "Женщины и право в Южной Африке" - Лесото. Эта программа предоставляет бесплатную информационную линию, по которой работники могут безопасно подать жалобу. Безопасные механизмы подачи жалоб должны быть частью стандартных передовых практик в области охраны труда и техники безопасности.
Уделите приоритетное внимание экологической безопасности для работников швейной промышленности
Опасная производственная среда, возникающая в результате халатного управления и акцента на сокращении затрат, является давней проблемой в швейной промышленности, где большинство женской рабочей силы часто считается одноразовой. Согласно передовой практике, фабрики и бренды одежды должны уделять приоритетное внимание безопасности работников, чтобы их умышленное пренебрежение безопасностью работников в конечном итоге не стоило как жизней, так и прибыли.
Например, после разрушительного обрушения Rana Plaza в Бангладеш, где по меньшей мере 1132 работника швейной промышленности погибли из-за небрежного управления и опасных условий труда, было подписано Соглашение Бангладеш о пожарной безопасности и безопасности зданий. Соглашение подписали 222 швейные компании, взявшие на себя обязательства по “созданию безопасной и устойчивой бангладешской индустрии RMG, в которой ни одному работнику не нужно беспокоиться о пожарах, обрушениях зданий и других катастрофах, которые можно предотвратить с помощью принятия разумных мер по охране здоровья и технике безопасности”.
Включите в контракты политику ответственного расторжения
В идеальном мире трудовые договоры были бы составлены в соответствии с Международными трудовыми стандартами по обеспечению занятости. Тем не менее с работниками швейной промышленности и модной индустрии в целом часто расторгаются контракты в кратчайшие сроки и без достаточной компенсации, что делает их уязвимыми перед нищетой и эксплуатацией, включая принудительную секс-работу.
В то время как фабрики, которые незаконно увольняют своих сотрудников, должны быть привлечены к ответственности, бренды, которые нанимают эти фабрики, также должны нести ответственность. Например, модные компании могут настаивать на том, чтобы контракты с фабриками также включали положения, гарантирующие справедливое отношение к работникам в случае каких-либо сбоев или увольнений.
Сделайте списки поставщиков и заработную плату работников общедоступной информацией
Небольшое, но растущее число модных брендов и начинают публично отчитываться перед своими клиентами, публикуя списки поставщиков и подрядчиков, а также заработную плату работников. Обмен такой информацией является частью прозрачности и подотчетности, которые необходимы для предотвращения злоупотреблений на любом этапе цепочки поставок. Это также укрепляет доверие к клиентам, которые могут быть уверены, что их деньги потрачены на одежду, изготовленную в безопасных и справедливых условиях труда.
Сотрудничайте ради перемен
В индустрии моды всегда существует вероятность того, что что-то пойдет не так на каждом этапе поиска и производства, включая сексуальное насилие и домогательства. Большинство брендов одежды не владеют собственными фабриками или модельными агентствами, но у них есть рычаги влияния на то, как эти компании относятся к своим работникам и подрядчикам. И один из способов, с помощью которого они могут усилить влияние, — это вступить в сотрудничество с правозащитными группами.
Например: Fair Wear, многосторонняя организация, стремится продвигать лучший способ производства одежды, при котором работники чувствуют себя в безопасности, пользуются уважением и получают справедливую заработную плату. Fair Wear решает сложные проблемы брендов одежды, такие как выплата прожиточного минимума и прекращение гендерного насилия, путем поиска новых решений и поэтапных улучшений, которые создают изменения для людей, работающих на швейных фабриках.
Продвигайте законодательство, обеспечивающее безопасность и благополучие моделей
Модели обычно нанимаются по контракту от модельных агентств. Это ставит их в опасное положение с недостаточной защитой, делая уязвимыми для сексуального и иного насилия и усложняя попытки оспорить агентов и клиентов по таким вопросам, как кража заработной платы, принудительное голодание и сексуальные домогательства. Один из способов обеспечить модели справедливыми трудовыми правами и правами человека заключается в том, чтобы законодатели принимали и применяли законодательство, защищающее их.
Например, в США Законопроект AB-2359 был внесен с целью расширения трудовых прав моделей, в том числе защиты от опасных стандартов “худобы”, закрепляемых индустрией.
Защитите несовершеннолетних моделей (а еще лучше – не нанимайте их)
Вопреки стереотипам, увековеченным фильмами и обложками глянцевых журналов, модельная карьера — это карьера, которая включает в себя изнурительные часы, низкую заработную плату, фотосессии с высоким уровнем стресса и постоянные путешествия. В мире моды также ни для кого не секрет, что молодые модели (многие из них несовершеннолетние) часто подвергаются сексуальному насилию со стороны людей, с которыми они работают, таких, как агенты, менеджеры и фотографы.
Движение #MeToo представило обнадеживающий сдвиг – пролило свет на сексуальное насилие и домогательства, которые уже давно преследуют индустрию. Тем не менее, многие модели не чувствуют себя в безопасности, высказываясь, когда над ними издеваются, из-за страха быть исключенными из индустрии, прежде чем они войдут в нее, что фактически положит конец их карьере. Бренды должны проявлять больше ответственности и объединяться с другими участниками отрасли, чтобы лучше защищать моделей, либо предлагая больше защиты, либо решая не нанимать девушек младше 18 лет. Yves Saint Laurent и Louis Vuitton, уже пообещали прекратить использовать несовершеннолетних моделей.
Продвигайте медленную и устойчивую моду
Поскольку индустрия моды наконец-то прислушалась к потребительскому спросу на экологически чистые дизайны и продукты, растет число дизайнеров, использующих более устойчивые бизнес-модели.
Два примера включают дизайнера Nanushka Сандру Сандор из Венгрии, которая запустила несколько инициатив в области устойчивого развития, направленных на защиту планеты, и Мэгги Мэрилин из Новой Зеландии, которая продвигает идею кругового жизненного цикла одежды, чтобы она служила вечно. Оба подхода являются резкими и желанными отклонениями от нынешней модели быстрой моды, которая становится менее жизнеспособной.