Игорь Грабарь (1871–1960) — русский художник, реставратор и искусствовед, человек многогранный, сумевший добиться успеха и в написании картин и в реставрации и изучении искусства. Грабарь — настоящий мастер написания инея и снега, ничего удивительного, если в России 4–5 месяцев лежит снег, то недостатка в натуре у Грабаря явно не было, правда, нужен ещё и безграничный художественный талант и желании написать русскую зиму во всём её великолепии.
Грабарь работал в художественном направлении импрессионизма, которое трактовал по-своему, потому его поздние картины часто представляют импрессионистское видение соцреализма, как, например, полотно «Ленин у прямого провода».
Но больше всего Грабарь любил писать пейзажи и натюрморты, русскую зиму, и именно эти картины и принесли ему мировую известность, хотя иногда маститые советские пропагандисты от искусства морщились: «серьёзный вроде бы человек, а какие-то берёзки пишет в снегу, да ещё в буржуазной импрессионистской манере». Но Грабарь был слишком авторитетен, потому ему и разрешалось писать так, как он хочет.
Об Игоре Грабаре мы и поговорим в этой статье.
В паспорте Грабаря пьяный паспортист написал, что он уроженец Петербурга и с тех пор во всех официальных документах местом его рождения значился этот город. На самом деле родился Грабарь в Будапеште, но его семья всегда сочувствовала России и родители детей воспитывали в русском духе. В Россию его отец вынужден был перебраться ещё в 1876 году, и лишь спустя четыре года мама Игоря Грабаря переехала к своему мужу. Так-то долго Игорь рос без отца, впрочем, его воспитывал дед по материнской линии Адольф Добрянский.
Игорь рисовать начал с детства, исчеркал много бумаги, а первый восторг испытал не от новой игрушки, а когда ему подарили краски. Он впоследствии писал о своих чувствах в то время: «я думал, что не выдержу этого счастья, когда почувствовал чудесный запах свежих красок». В 11 лет он стал учиться в Московском лицее цесаревича Николая. Правда, учёба давалась ему тяжело, и дело было в отсутствии способностей или желания, а в насмешках со стороны богатых учеников из-за его бедности. Зато он много времени проводил, рассматривая полотна Ивана Крамского, Василия Перова и Ильи Репина, представленных на Московской промышленно-художественной выставке — в художественный отдел Игоря, как ученика пускали бесплатно.
Впрочем, даже насмешки одноклассников не помешали Игорю закончить лицей с золотой медалью, и он поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Парнем Игорь был способным и самостоятельным, рассчитывать ему было не на кого, потому и помимо учёбы на юридическом писал критические статьи про живопись, обзоры художественных выставок и биографии художников.
Начал писать и первые картины, благо теоретических знаний у него было предостаточно, желания творить хоть отбавляй, осталось только применить их на практике. В 1889 году он пишет картину «Крыши под снегом», которую высоко оценили его знакомые художники, и после юридического факультета Грабарь решил поступить в Академию художеств.
А в 1895 году Грабарь поехал в Европу знакомиться с картинами европейских мастеров. Оказался и в Париже, бывшим в то время центром мирового искусства — там творили импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и многие другие. Он открыл для себя импрессионизм в столице Франции и остался верен ему всю жизнь. Даже в советское время ухитрялся писать картины в стиле импрессионизма, развив и подстроив его под нашу советскую действительность.
А после того, что Грабарь увидел, учиться традиционному академизму в Академии художеств он не хотел и не мог. Нужно быть в авангарде искусства, а не плестись в дальнем обозе — этим принципом Грабарь руководствовался всю жизнь.
В 1902 году Грабарь вошёл в художественное объединение «Мир Искусства». Правда, беспокоился — он был уже хорошо известен в художественной среде как критик, но не как художник. Получиться ли стать своим среди живописцев, будут ли его картины успешными? Зря волновался, его первую выставленную работу «Восход солнца» купил сам Третьяков.
Помимо написания картин, Грабарь трудился над «Историей русского искусства» — монументальным трудом, ставшим главным в жизни Грабаря как искусствоведа. И вот тут приходилось выбирать — или научная деятельность или написание картин. Был период, когда он пять лет не прикасался к кисти, хотя тяга к написанию картин никуда не исчезла. Но Грабарь выбрал науку и организаторскую работу — с 1913 года он становится фактически директором Третьяковской галереи.
В этой должности он и проработал до 1925 года. Сделал немало — из тех изменений, что заметны сразу простым посетителям — изменение места расположения картин в галерее. Картину «Боярыня Морозова» Василия Сурикова он повесил так, чтобы её было видно издалека через анфиладу залов. Это было верным решением, поговаривали, что сам Суриков очень благодарил Грабаря и даже сделал земной поклон перед ним.
Однако помимо работы в Третьяковке и искусствоведом Грабарь писал картины, особенно хорошо ему удавались снег и иней. Тут уж русский импрессионизм во всём его великолепии, чистое искусство и эстетика, возведённые в абсолют. Русскую зиму можно любить и восхищаться ей — Грабарь это убедительно доказал своими полотнами.
Февральская лазурь — одна из лучших работ Грабаря. Его восхитила мощная, могучая берёза, удивительно гармоничная, с правильным расположением веток с сочетанием бесконечной синевы неба, белоснежным снегом и яркостью февральских солнечных дней. Увидеть подобную красоту может каждый, но вот запечатлеть на холсте так, чтобы достоверно передать всё это великолепие, способны лишь истинные художники.
Грабарь подошёл к написанию берёзы основательно — вырыл в снегу яму глубиной около метра, чтобы увидеть берёзу целиком и две недели писал картину, стоя по грудь в снежной траншее. Что только не сделаешь ради искусства.
Когда произошла революция 1917 года, то Грабарь безоговорочно признал советскую власть. Сохранились её отроческие воспоминания о бедности и насмешках богатых учеников, да и его родители всегда придерживались революционных взглядов. Он не стал бы делать революцию — искусство куда интереснее, но раз уж она произошла, то имеет смысл сохранить в годы революционного лихолетья и Гражданской войны все выдающиеся старые произведения искусства, которые некоторые особо горячие революционные товарищи предлагали просто уничтожить как буржуазное.
Грабарь всю свою жизнь изучал и спасал искусство, вносил свой вклад, создавая свои удивительные полотна, был удостоен множеством званий и почестей, а главное — занимался любимым делом, которое у него очень хорошо получалось. Не в этом ли и есть счастье человеческое?
Пейзаж в живопись и фотографии от современных авторов, себе или в подарок, можно купить сайте галереи artalebrio.com