Случалось ли Вам ворочаться ночью от мысли, что Вы могли бы сделать лучше свою работу, чем сделали? Или может к Вам приходила неудовлетворенность от своего неидеального облика, ведь Вы могли бы быть более блистательными?! А может Вы завидовали какой-нибудь незначительной мелочи, с мыслью, что Вот она бы сделала Вашу жизнь полнее?
Поздравляю, у Вас «синдром отличника». Психологическая заковырка в вашем характере, которая отравляет Ваше существование и мешает Вам жить.
Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании.
Это одна из форм проявления перфекционизма, которое описывается некоторыми как «стремление убрать все „лишнее“ или сделать „неровный“ предмет „ровным“». Что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Для человека с «синдромом отличника» самое главное добиться высшей оценки, восхищения, похвалы за свою работу. Признание — вот что для него важно!
Помните свои школьные годы? По сути, это маленькая жизнь, т.к. включает в себя целых 9 - 11 лет, немалое количество знакомых, большой академический опыт, но, что самое важное, опыт социализации. Конечно, главная задача во время школьных лет для любого ученика – это захватить как можно больше знаний, вырасти как личность, но последнее дается только с учетом того, что мы общаемся со сверстниками, старшими и младшими, выстраиваем коммуникации и обретаем опыт взаимодействия, который впоследствии сыграет колоссальную роль.
Воспитание в своем ребенке лидерских качеств, насаждение ему зерен амбиций и ежедневная мотивация должны проходить в здоровом ключе. Только задумайтесь: в школах Швеции до 6 класса запрещается ставить оценки, чтобы ребенок не чувствовал конкуренцию и стресс. В риксдаге (однопалатный парламент Швеции, состоящий из 349 членов, избираемых по пропорциональной системе сроком на четыре года),
регулярно поднимают вопрос о системе оценивания учеников, т.к. все понимают щепетильность темы в подборе справедливых критериев оценивания.
Как поставить себе диагноз?
Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности:
· болезненное восприятие даже незначительной критики;
· постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового;
· сравнение своих успехов с результатами окружающих;
· зависть в случае лучшего результата у соперников;
· изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других;
· склонность к депрессии в результате неудач и ошибок;
· зацикливание на ошибках и провалах;
· постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей;
· стремление доводить до идеала, даже, если в этом нет нужды;
· неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие;
· учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания; человек с подобной проблемой является неустойчивым в эмоциональном плане. Как следствие, в дальнейшем у него могут сформироваться различные тики, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), а также другие неправильные реакции.
Как пример:
· Завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
· «Победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
· Страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то»;
· На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет отношения в коллективе. Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.
· Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам;
Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями.
Откуда берется синдром отличника ?
Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку.
В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой. Мы учимся быть самостоятельными во взрослой жизни. В школе мы тоже получаем базу навыков через исправления, поощрения, оценивание.
Хорошо, когда родители с конструктивной моделью воспитания, безоценочной любовью - когда любовь проявляется даже тогда, когда ребенок допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет, что ему важно и интересно.
Часто родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или такого же воспитания, в их семье, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.
До определенного момента мы не чувствуем ущемления, так как бонусы перекрывают минусы, да и выбор не так серьезен и велик.
По-настоящему серьезные дилеммы возникают в взрослой жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей.
Синдром отличника — это привычка мышления и поведения, которая доставляет дискомфорт, но оказывается сильнее вас.
В психологии часто используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции, действия. Случается, что один из пассажиров начинает громко кричать, что-то требовать, отвлекать, мешать, но до тех пор, пока вы за рулем, — все хорошо. Как только вы уступаете руль пассажиру или начинаете рулить под его влиянием — это признак того, что вам нужна помощь.
Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух – это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию.
Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно.
Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности – это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно более высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих.
Как же избавиться от синдрома отличника?
Совет №1. Осознайте
Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться – вы страдаете «синдромом отличника».
Совет №2. Откройте глаза шире
И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает.
Давайте подумаем, кто нас оценивает? Люди? а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания?
Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.д. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. Если же кто-то, довольно приближенный к вам, оказывает именно такое влияние, то, возможно, у этого человека какие-то внутренние проблемы, связанные с нереализованным потенциалом, и он/она пытается переложить их на вас. А это, как минимум, нечестно… Поэтому анализируйте происходящее и исключайте из своего сознания тех, чья критика не несет конструктивного характера.
Совет №3. Разрешайте себе шалить
Если Вам в детстве многое запрещали, воспитывали в строгости, побалуйте себя в зрелом возрасте. Позвольте себе то, что Вам очень хотелось ( в разумных пределах, конечно). Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное (необыкновенное) в своих глазах, чтобы освободить настоящие эмоции.
И почаще вспоминайте, что Вы тоже имеете право на ошибки, что огрехи приносят полезный опыт.
Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово!
Совет №4. Долой сравнения
Вы – отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.
Невозможно быть лучше во всем. Кто-то хорошо варит кофе, кто-то с литературными способностями, у кого-то музыкальный слух. Это ведь здорово, что такое многообразие в мире. Есть с кем взаимодействовать и получать опыт.
Вот представьте, Вы идеальный во всем. Сидите себе одиноко на Олимпе и скучаете, потому что все неидеальные внизу))
Поэтому не бойтесь быть профаном – как правило, это начало увлекательного путешествия. Поэтому смещайте фокус от результата к процессу. Делайте и развивайте в себе то, что Вам нравится.
Нравится рисовать, или петь, а может вырезать по дереву или шить, так займитесь этим, может в этом ваше призвание.
Совет №5. Возможность ошибаться
Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.
Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился распорядок дня, ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.
Сове№6. Тактильный контакт
Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
Совет№7. Отдых
Регулярно выделять время для отдыха: полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
Совет№8. Философский подход
Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.
Не старайтесь применять все эти методы сразу. Внедряйте их постепенно в вашу жизнь и со временем вы сможете побороть в себе синдром отличника.
Советы родителям:
Помните, в ваших руках формирование будущей личности вашего сына
( или дочери).
Вспомните себя маленьким, чего-бы Вам хотелось, как Вы себя чувствовали, как реагировали. Общаясь с ребенком не тяните его на свой уровень, а сами станьте Ребенком. Жалейте своих детей, ласкайте, целуйте, говорите им, что Вы их любите. Детство проходит очень быстро и Вы потом будете жалеть и вспоминать с ностальгией то время.
Поэтому:
· проявляйте любовь – это самое главное и базовое правило, ведь только человек, окруженный любовью, может чувствовать себя полноценным и нужным миру;
· хвалите ребенка, обращайте внимание не на оценку, а на способность сделать что-то самостоятельно;
· ОГРОМНАЯ ОШИБКА! Не сравнивайте его с другими, анализируйте только его прогресс, указывайте на взлеты и падения исключительно своего ребенка;
· концентрируйтесь не только на его отметках, но и на том, с кем он общается, как воспринимает педагогов, что ему еще интересно;
· поработайте над своими проблемами; задумайтесь, возможно, корень ваших упреков в плохих отметках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении к вам ваших родителей.
Я желаю Вам душевного спокойствия и жизненного благополучия!
И жду отклик с вашей стороны на мои размышления))