Некоторые проекты обречены с самого начала. Причем не на провал, а на титул нишевой вещи, о которой знают лишь единицы. Если хочешь сделать что-то популярное, то выкатывай известные сюжеты. Бравые спецназовцы против очередных террористов. Разноцветные супергерои, спасающие мультивселенную. Или какой-нибудь угрюмый киберпанк с неоном и вечным дождем. А как насчет менее привычного сеттинга? Например, средневековье, которое опирается исключительно на историю и не имеет никакого отношения к фэнтези. И еще диалогов, да побольше? Именно такую сцену предлагает игра под названием Pentiment. Сразу понятно, что эта вещь далеко не для всех, и только самые усидчивые дойдут до кульминации. Стоит ли оно того? Можно ли назвать Pentiment будущим культовым произведением? Попробуем разобраться.
История Pentiment разворачивается в XVI веке, в маленьком городке где-то в Баварии. Главный герой, художник Андреас Малер, практикуется в местном монастыре и готовится к тому, чтобы получить звание мастера. Но внезапно в этом тихом месте происходит убийство, и наш герой берется за расследование злодеяния. Кроме того, мы станем свидетелями того, как с годами меняется город и его многочисленные жители.
Сложно сказать в двух словах, какой вообще жанр у Pentiment. Это визуальная новелла? Диалогов здесь и правда много, но все же нам дают возможность исследовать город и выполнять различные задания. Это приключенческая игра? В Pentiment приходится часто бегать между персонажами, а вот головоломки в местных краях встречаются крайне редко. Это ролевая игра? В начале сюжета мы можем составить предысторию героя и благодаря ей использовать уникальные реплики в разговорах. Но при этом здесь нет ни прокачки, ни снаряжения, ни бросков виртуальных кубиков. Разве что есть задания и немного тайм-менеджмента. Когда грянет трагедия, то у нас будет ограниченное время и несколько зацепок. Какие исследовать, а какие забросить — решать вам. Я бы назвал Pentiment все же ролевой игрой: пусть она не делает упора на сложные системы, но выборы здесь есть и сюжету с разговорами уделяется много внимания.
И все же с точки зрения механик Pentiment поругать можно. Как игра, которая построена вокруг текста, она допускает ряд удивительно грубых ошибок. Здесь попросту нет журнала, где можно перечитать диалоги, а вдобавок нельзя даже в рамках конкретного разговора пролистать назад и перечитать ранние реплики. Отдельная боль для тех, кто решит пойти на второе прохождение, — разговоры перематывать нельзя. Хотя можно было сделать пропуск уже прочитанного текста, как это принято в визуальных новеллах. Подобные проблемы авторы когда-нибудь исправят в патчах, но пока впечатление чуть портится.
Перейдем к главному блюду, к сюжету. В центре всей игры — город и его жители. Разговаривать с обитателями придется часто по самым разным поводам, и даже от побочных диалогов скрыться не получится. Дело в том, что каждый игровой день наступает обеденный час, и вам нужно найти тех, кто готов разделить с вами стол. Разумеется, и здесь вас ждут с болтовней. К чему приводят такие объемы текста? Игре удается создать сообщество интересных персонажей: побитые жизнью крестьяне, надменные горожане и самодовольные монахи.
Между делом: здесь еще отличный пример стилизации. Озвучки нет, и вся речь передается исключительно текстом. Причем стиль написания реплик зависит от происхождения и образования конкретного персонажа. У крестьян — простой рукописный текст, а у монахов — сложный каллиграфический шрифт.
Интересно то, характеры раскрываются постепенно и основательно. Здесь нет болячки плохих сценариев, когда эпизодический персонаж в первых трех репликах выкладывает всю свою биографию. Есть и обратная сторона болтовни: у игры жесточайшим образом проседает динамика. Даже по меркам литературных романов события развиваются мучительно медленно, и долгое время ничего не происходит. Вам расскажут и про жестокие налоги, и про римский акведук, и про дверные петли. В иные моменты уже хочется, чтобы случилось какое-нибудь злодеяние.
Наконец происходит убийство, а мы ныряем прямо в расследование. Как ранее было сказано, у нас есть ограниченное время и несколько зацепок. За одно прохождение проверить все возможные варианты не выйдет, поэтому приходится решать, чему отдать предпочтение. И здесь можно было пуститься в долгие рассуждения о том, хорошо ли сделана детективная загадка Pentiment. Однако интерес к расследованию встречает на своем пути огромное НО. Во-первых, для большой истории совершенно не важно то, за кем придет правосудие. Да, судьба отдельного персонажа окажется незавидной, но дальше события в любом случае пойдут своим путем. Во-вторых, в расследовании нет правильного ответа. Конечно, есть улики, а вдобавок одни подозреваемые более правдоподобны, чем другие, но Pentiment никогда не расскажет, оказались вы в своих рассуждениях правы или же ошиблись. Просто назовите того, кто вам не нравится. Возникает закономерный вопрос: какой смысл в загадке, если подойдет любой ответ?
И проблема бестолковых выборов простирается дальше по игре. Например, в первом акте можно как поддерживать настоятеля монастыря, так и выступать против него. И в зависимости от линии поведения наш художник станет либо почетным гостем у монахов, либо персоной нон грата. Но эта развилка лишь слегка меняет диалоги в начале второго акта, а дальше сюжет покатиться по единому рельсу. Значимых выборов в Pentiment вообще немного, и их последствия быстро сходят на нет.
Еще стоит поговорить про побочные сюжетные линии. Их много, но, к сожалению, не все они интересно развиты, да и хватает сцен, которые так и не «выстреливают». Мое внимание особенно привлекла сюжетная арка главного героя. В первом акте художник предстает молодым ремесленником, у которого профессиональная карьера еще впереди. Но затем проходят года, наступает второй акт, и вот наш протагонист уже побит жизнью: семейная жизнь не сложилась, а тяга к искусству пропала. В теории это звучит как хорошая сюжетная линия, однако ее подача вызывает огромные вопросы. Думаете, что игра в начале второго акта подробно расскажет о судьбе героя? Вовсе нет. Нам подкидывают лишь редкие намеки, причем в некоторых диалогах приходится извиняться за то, что художник совершал без нашего участия. И только в середине акта нам чуть подробней раскрывают судьбу героя. Да и то, Pentiment тему с потерей смыслов не особо-то раскрывает. С третьим актом получилось еще странней, но это уже спойлеры. В общем, вся история с развитием героя кажется лишь шаткой надстройкой над основным сюжетом. В каждом акте эта сюжетная линия идет в последнюю очередь, и даже когда наступает ее время, то она не предлагает чего-то действительно интересного и вдумчивого.
Напоследок стоит упомянуть про завершающий, третий акт игры. Не буду рассказывать подробно про события этой части, однако и обойти ее тоже нельзя. Ранее я уже писал, что у игры много диалогов, динамика часто проседает, и только наступление трагедии встряхивает местное «болото». А в третьем акте эта проблема доходит до крайности. Главная тема вертится вокруг того, что мы раскапываем историю города и пытаемся разобраться в том, как ее лучше представить. При этом в третьем акте почти нет никакого конфликта. Если раньше случались трагедии, а мы занимались их расследованием, то теперь большая загадка о себе напоминает крайне редко, а над нами едва ли висит угроза. И когда наконец приходит время больших откровений, то ответы получаются... странными. Вообще, тема с историей города обретает смысл, но это не оправдывает черепашью скорость развития событий. Вдобавок мотивация закулисных сил оказывается своеобразной. В ней есть определенная логика, но после всех грандиозных событий хотелось чего-то большего. Иначе говоря, третий акт похож не на драматичное завершение истории, а на неоправданно затянувшийся эпилог.
Пора и нам завершить с рассуждениями о Pentiment. Что вышло из этой игры? Как по мне, авторы поставили себе цель сделать литературное произведение, но немного забыли о том, кто это всё будет читать. В итоге мы получаем штуку с огромным массивом диалогов, который вдавливает в землю динамику. Такое сложно рекомендовать даже людям, привычным к большим текстам. Pentiment — вещь еще более специфичная и нишевая, чем Disco Elysium, Planescape: Torment или Sunless Skies.
Впрочем, на уровне общего впечатления сценарий лучше, чем 90% сюжетов, какие нам предлагает игровая индустрия. Здесь хорошо расписан город со множеством жителей, который развивается сквозь года. Не менее интересно выполнены персонажи и диалоги. Наконец, есть любопытные темы, идеи и исторические отсылки. Вместе с тем амбиции Pentiment играют против нее. Не все сюжетные линии вдумчиво проработаны, а иные будто прикручены в последнюю очередь. Детективные расследования — фикция, и никого не волнует, что вы выбираете и правильно ли рассуждаете. А на третьем акте игра вовсе теряет всякий накал и становится похожа скорее на раздутое послесловие, чем на завершение большой истории. Справедливости ради нужно сказать, что Pentiment — вещь любопытная. Но это крайне специфичная штука даже в рамках «разговорных» ролевых игр.
Намеренно или нет, но Pentiment уготована судьба крайне нишевого произведения. С одной стороны, здесь предлагается интересно написанная история средневекового городка на фоне больших перемен. С другой стороны, действие затянуто даже по меркам художественной литературы, не все сюжетные линии одинаково хорошо выполнены, а детективная часть лишь разочаровывает. Посоветовать Pentiment можно только любителям больших текстов и фанатам средневековой истории.75
Обзор написан по копии игры для ПК
Когда игры в последний раз не держали вас за дурака? Так, чтобы по-честному. Без загадок формата «вставь треугольный кубик в такую же дырку». И без ситуаций в духе «хорошие гномы-революционеры бунтуют, плохой тиран-всеотец угнетает, азаза». Pentiment от Obsidian Entertainment как раз предполагает, что вы взрослый человек, кое-что знающий о мире и о выстраивании социальных связей. В данном случае мы берём на себя роль образованного средневекового художника, взявшегося расследовать убийство. И для успешного расследования нам предстоит добыть сведения в том числе через общение.
Одна из главных фишек Pentiment как детективного приключения в том, что вы можете выведать полезные сведения у персонажа, если правильно допросите его. А чтобы это сделать, понадобится выстроить целую цепочку продуманных действий, воздействующих на каждого конкретного героя по-своему. То есть включается психология. Честолюбивый аббат хочет и повелевать братьями, и вкусно покушать? Вовремя укрепите его авторитет и подайте идею, на чём лучше сделать деньги. В итоге слепец выведает вам всё, что знает. Голодающий крестьянин хочет больше земли и сытую семью в ближайшую неделю? Растолкуйте ему о законном механизме выгодной аренды и подкиньте золотых монет в качестве аванса за его услуги. Таким образом, работяга прислушается к вашим доводам в критический момент и поделиться тайнами из низов.
Однако в Pentiment полно персонажей с двойным дном и, что самое интересное, ситуаций с неочевидным моральным выбором. Вы можете предпочитать действия, которые считаете справедливыми, но впоследствии они навредят хорошим людям. Это не какая-то серая мораль из Call of Duty. Тут речь идёт скорее о вас и ваших ценностях. Авторы игры иногда просто ставят пользователя буквой «зю» и заставляют выбирать. И остаться хорошим парнем или расчётливым циником в любой ситуации тут не получится.
Вы же помните, что эта игра от создателей Fallout? Авторы внедрили в свой детектив одну из главных особенностей лучших частей серии. Выбранные параметры героя влияют на варианты ответов в диалогах, открывают разные пути в расследовании, а также помогают убедить собеседника. Выбрали оккультные науки? Тогда вы легко прищучите сатаниста, так как будете знать детали проведения ритуалов. Занимаетесь финансовыми вопросами? Тогда вы играючи отследите цепочку по отмыванию денег.
Пробуя различные пути в расследованиях через перезагрузку сохранений, я выяснил, что Pentiment не может похвастаться разнообразием событий. Дело в том, что указанные выше знания могут дать вам бонусные сцены или дополнительные строчки в диалогах. Принципиального влияния на сюжет, за исключением определения виновного среди нескольких подозреваемых, они не оказывают.
Да, некоторые побочные герои спустя время скажут вам спасибо за то, что вы когда-то там дали им совет или что-то сделали для них. Но это всего-лишь незначительные взаимоотношения между протагонистом и его знакомыми. Ничего, кроме морального удовлетворения, такие воздействия на судьбы не дают. Для игры состоящей всего лишь из трёх актов это слабо. Плохо, что мы не можем принципиально повлиять на повествование; сделать что-то, что повернёт ход истории в другое русло.
Ещё одной проблемой Pentiment является то, что в ней долго ничего не происходит. Уже потом, когда события закручиваются, адреналин подскакивает в крови и ты бегаешь как ужаленный в поисках ответов. Но в этой игре нужно много читать. Игра не фантастическая, а рассказывающая о жизни простых крестьян и монахов. Поэтому пробиться через первый час-два каждой из глав смогут только самые усидчивые и надрессированные играми подобного жанра. А к финалу проект и вовсе кажется затянутым. Pentiment, определённо, — игра не для всех. Добавьте к этому отсутствие локализации на русский и получите крайне нишевый продукт.
И всё же Obsidian пошли на смелый эксперимент. Представить себе выход этой игры у других крупных издателей попросту невозможно. Сейчас времена сиквелов, переизданий, только выверенных решений со всеми гендерами, цветами и разномастными ориентациями. А Pentiment — это душевная, красивая, качественная игра, которая не ставит перед собой задачу быть «вовлекалочкой» для широких масс или следовать какой-то повестке. Она в деталях рассказывает о быте и культуре средневековой Швейцарии и близ лежащих стран. Местами даже по-книжному дотошно. Но всё это подано через взгляд на судьбы одного художника и его друзей. Перчинку вносит убийство и его расследование, но для детективной истории здесь хватает пробелов.
Мнение составлено на основе цифровой версии игры, загруженной из Xbox Game Pass.