Найти в Дзене
Изучаю людей

Учить ли до школы

Сажаем группу пятилетних детей за столы, и рассказываем им, что это ромб, это треугольник, это А, а это три морковки, больше чем одна - мы зачем?

Ну что, давайте про периодизацию. Про то, что вроде все знают. У нас все все знают, вот только как-то практические выводы делают не все. 

Все знают, что основной способ обучения ребенка дошкольного возраста - подражание. При этом ничто в нас не екает, когда мы читаем малышу очередную лекцию о правильном поведении. Все знают, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра. Однако мы сажаем трёхлетних малышей за столы и раздаем им пособия. Мы знаем, что мышление малышей наглядно-действенное, и лишь формируется наглядно-образное и последующее словесно-логическое - но настойчиво предлагаем им аккуратно раскрасить домик-шаблон с треугольной крышей, который многие городские дети и с домом вовсе не идентифицируют, вместо того, чтобы дать возможность свободно познавать цвет и форму. А потом предлагаем познать абстракции - ромб, цифру три, букву Ша. Много чего мы знаем, но не применяем.

Разговор о вальдорфской педагогике я затеяла не для того, чтобы вы не прятали ваши денежки по банкам и углам, а срочно несли денежки в вальдорфский детский сад.

А для того, чтобы просто познакомить вас с педагогической системой, которая сделала именно практические выводы. Сформировала очень физиологичную систему взаимодействия с ребенком, самой его природой. Практические выводы можете сделать и вы, родители, в своем взаимодействии с ребенком дома. И вы, педагоги, простраивая свою программу. Уж очень хочется развеять облако странных мифов - это единственный мой выхлоп от публикаций на эту тему, никакой вальдорфский садик мне за рекламу не приплачивает. 

Когда я начала изучать вальдорфскую педагогику, моим основным чувством было чувство изумления - откуда они все про меня знают?! Откуда знают авторы этой книги про то, как пятилетняя я устроила в нише под ковром домик для фей. И несмотря на то, что этих фей я вырезала из бумаги самолично, каждый раз заглядывала в эту нишу с замиранием сердца - может хоть на этот раз оживут? Не ожили? Странно... Откуда знают, как я девятилетняя со товарищи все лето строила шалаши в абсолютно каждом кусте? Тут, пожалуйста - в программе вальдорфского то ли третьего, то ли четвертого класса сквозной нитью идёт строительство дома - как общеклассный годовой проект, которому подчинены все дисциплины в течение года. То есть программа строится не извне, потому что мы считаем, что ребенку в этом возрасте надо знать то-то и то-то. А идёт от учёта природы ребенка в каждом конкретном возрастном периоде. Поэтому и любят дети эти сады и школы - не потому, что там какая-то там особоя свобода. А потому, что внутренние потребности ребенка учитываются ежемоментно.

Не те якобы потребности, которые мы выдаем за детские истинные. Днём не спать, чипсы с утра до вечера точить, мультики смотреть и взрослых не слушаться.

Истинные потребности ребенка - не эти. Так какие же? Давайте в них разбираться. Но для того, чтобы это сделать, остаётся нам совместно придти к выводу, что потребности эти для каждого возраста разные. Сорокалетняя я уже не горю желанием окопаться в кустах со строительством шалаша, и феечек в нишах не ищу. Моя внутренняя программа, моя потребность уже предполагает совсем не это. Я в пять лет, я в девять лет, я в пятнадцать и я в тридцать - совсем разная я. И это вовсе не про интересы разговор, они-то как раз у меня плюс-минус одинаковы на протяжении десятилетий. Разговор - про нечто более глубинное. Про принципиально разные способы взаимодействия с миром. Что ж, давайте рассмотрим вальдорфскую возрастную периодизацию. А потом сравним с более нам привычной отечественной психологической. 

Итак, согласно вальдорфскому учению о человеке, каждое семилетие он рождается как нечто новое, и обозначено это новое как физическое, эфирное, астральное и я-тела. Первая семилетка - тело физическое, вторая - эфирное, связанное с ростом и жизненными силами, астральное - ответственное за проявление психических переживаний, и я - ответственное за саморазвитие. В первом семилетии обучение ребенка происходит за счёт подражания и примера, во втором на лидирующие позиции выходят следование и авторитет, в третьем - развивается абстрактное мышление, самостоятельные суждения и свобода мысли, и, наконец, в четвертом начинается истинное саморазвитие.

Мне, честно говоря, трудно будет ответить на вопрос, чем же саморазвитие отличается от свободы мысли, я никогда в эти дебри не заглядывала, если честно. Мое - дошколята и школьники, в этих возрастах я и хочу пока остаться. А оставшись, рассказать, как же на базе представлений о возрастной периодизации строится обучение и воспитание в вальдорфской дошкольной и школьной системах. 

Итак, дошкольный возраст - возраст подражания. Ещё и ещё раз не устану повторять - никакой Америки тут вальдорфцами не открыто. Про детей-Маугли сейчас разве что ленивый не знает, и я сама много раз про них писала. Кому подражал в дошкольном возрасте, тем и вырос. Рос среди волков, подражал волкам, вырос голым двуногим волком, и никакое последующее обучение этого не исправит. Рос среди обезьян - вырос обезьяной. Маугли, вернувшийся во взрослом возрасте к людям - всего лишь красивая сказка. Дети-волки и дети-обезьяны - реальность. Подражание - такая сокрушительная сила, которая в состоянии вылепить из одного биологического вида - другой. Изменить не только его психику, но даже анатомию и физиологию. Дети-волки на четырех ногах бегают быстрее, чем мы на двух, хотя изначально анатомически и физиологически их тело к такому не приспособлено. Но подражание смогло изменить даже это. И, разумеется, оно может и все остальное. Подготовить ребенка к школе, например. Научить читать, писать, считать. Знать, что тарелка круглая, а печенье квадратное. Откуда берутся дети, которых никто не учил читать - а они читают? Считать - а они считают? Знающие цвета, формы и что там нам всем к школе положено. Да владеющие речью, наконец. Во взрослом возрасте соберёмся овладеть языком, так семь потов сойдёт. А ребенок никаких сверхусилий не делает - а говорит, знает, умеет.

Удивила я вас сейчас? Думаю, нет. Я излагаю абсолютно очевидные факты, согласны? Тогда вопрос на засыпку. Сажаем группу пятилетних детей за столы, и рассказываем им, что это ромб, это треугольник, это А, а это три морковки, больше чем один - мы зачем? В вальдорфском саду ничего этого не делают. Тем не менее большинство детей из этих садов, и большинство детей, воспитываемых дома не по ФГОСу потом идёт в обычные школы. И, как ни странно, знают и ромб, и буквы. У меня самой в сад ходил лишь один ребенок, в вальдорфский. Остальные сад не посещали вовсе. Занималась я с ними много - музыкой, рисованием, лепкой. Не грамотой и не математикой. Читали и считали в пределах ста за год перед школой - все четверо. Подражание и обычная жизнь, больше ничего.

Как можно не научиться читать, считать, знать формы и цвета, если ты просто живёшь? Творишь. Гуляешь. Видишь. Слышишь. Хочешь быть как взрослый. Так работает дошкольный возраст. Обучение через среду. Не прямое - смотри, Иванов, М-А-М-А - Мама. Важно, чтобы среда - была. 

Справедливости ради - есть она не всегда. Есть семьи, в которых среда не способствует развитию и естественному обучению. И дети в том числе и из этих семей идут в детский сад. И их тоже неплохо бы подготовить к школьному обучению. И этим детям совершенно необходимо рассказать про ромб и цифру три. Поэтому ФГОСы, программы, определенные блоки знаний по каждому возрасту, тестирования, проверки. Они нужны, должны быть. Но вот сам способ обучения в дошкольном возрасте физиологичен непрямой. В школе это изменится.

Разговор продолжим в следующий раз.