Вчера весь вечер гудели телеграм-каналы обсуждая эмоциональную видеозапись генерального директора, владелицу и основательницу телеканала "Дождь" Натальи Синдеевой по поводу увольнения ее сотрудников. Давайте отбросим разные политические и личные составляющие и оценим действия Натальи в качестве руководителя.
Увольнение - процесс неприятный как для руководителя так и для сотрудника. Сотрудник должен получить все денежные выплаты, получить необходимые документы и заняться поиском работы. Руководитель же должен найти подходящие слова, чтобы не провоцировать сотрудника на конфликт и расстаться с ним безболезненно для компании. Но почему получаются такие скандальные увольнения? Какие сделаны ошибки?
Ошибка первая. Эмоции. Любое решение, принятое под влиянием эмоций - ошибочное. Любой участник конфликта, а тем более руководитель, неправильно оценивает сложившуюся ситуацию. Под влиянием эмоций сложно оценить последствия молниеносного решения "кто виноват" и его увольнения.
Ошибка вторая. Публичное решение конфликта. Любой конфликт в коллективе эффективно решать в тиши кабинета, не вынося его на всеобщее обсуждение. Это поможет избежать травли сотрудника, обсуждения поведения руководителя и принятых решений. Руководитель, решая непублично возникший конфликт, всегда сможет изменить свое решение, посоветоваться с собственником компании или юристами, контролирующими органами, другими руководителями и т.д., т.е. у него остается возможность для маневра и решения проблемы с небольшими потерями для сотрудника, себя и компании.
Ошибка третья. Извинения. Да, бывает так, что руководитель признает, что ошибся, когда уволил сотрудника. Уволенный сотрудник был важен для компании и из-за его увольнения компания стала получать штрафы, или прекратил сотрудничать важный клиент. Или его увольнение нанесло огромный вред репутации компании и самого руководителя, особенно когда конфликт обсуждается в соц.сетях и СМИ. Иногда конфликт с сотрудником полностью разрушает репутацию компании и ее руководителя. И приходится PR-специалистам заниматься ребрендингом и отмыванием "черного кобеля добела". Принося извинения сотруднику важно руководителю не унижаться, не хамить сотруднику и постараться снизить накал страстей.
Ошибка четвертая. Публичное унижение как сотрудника, так и руководителя плавно переходящее в травлю. Конфликт это не решит, а отношения между коллегами испортит наверняка. В таких случаях коллектив может разделится на несколько противоборствующих группировок, что приведет к краху компании.
И последнее. Стоит ли возвращать уволенного сотрудника и ему принимать сделанное предложение о сотрудничестве? Это сложный вопрос, потому что очень много важных нюансов, начиная от причины возникшего скандала, поведения его участников и сделанных ошибок. Если же уволенный сотрудник принимает решение вернутся на свое рабочее место в компанию, то это может привести к продолжению конфликта и желанию отомстить своему руководителю. А желание мстить только подогреет тлеющий конфликт.
Так что, руководитель тоже человек. И ошибки может делать грандиозные.
Р.S. Решение об увольнении Алексея Коростелева (сотрудника телекомпании "Дождь"*) было принято коллегиально.
*Телекомпания "Дождь" внесена Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции иноагента.