Ух, какие страсти закипели тогда, весной 2020!
Естественно, связаны они были с карантинным кризисом в экономике и, соответственно, резким ростом безработицы. Для примера – мой родной Ярославль: ежедневная регистрация на бирже труда тогда подскочила аж до 1200 человек против 120 в апреле 2019 года (официальный рост - 11%!!!). Есть отчего запаниковать!
И, конечно, как не вспомнить, что году эдак к 2030, по прогнозам, искусственный интеллект (ИИ) «отожмет» у нас порядка 90% рабочих мест.
Куда же нам, бедным, деваться? Как зарабатывать себе на кусок хлеба насущного?
Так и хочется сказать: ну и выдохните и расслабьтесь!
Пора расставаться с шаблоном мышления, что деньги даются только трудом, что нужно для их добывания ходить «на работу», где-то даже через «не хочу» и «не могу», что официальное трудоустройство – чуть ли не единственный реальный гарант «средств существования».
Естественно, если так думать, то впору брать кувалду и идти громить роботов, подобно луддитам – разрушителям машин. Помните, были такие во времена перехода от феодальных мануфактур к капиталистическим фабрикам. Видите, как история повторяется или может повториться?
И что же произошло тогда?
А ничего особо страшного: оказалось, что капитализм потреблял рабочей силы не меньше феодализма, только функционал человеческий поменялся да уровень жизни людей подрос.
Вот так и нам выпало жить на этапе перехода от экономики индустриальной к экономике информационной, а точнее - высокотехнологичной. И кто быстрее сориентируется, куда дует ветер, тот быстрее и впишется в век.
Кстати, очень важно определиться родителям, куда они пытаются сегодня «встроить» своего ребенка – в прошлое или в будущее. Как педагогу и маме мне ой как ясно, что современная официальная система образования еще не скоро перестроится под нужды цифровой экономики, так что рассчитывать на нее не стоит: базис (производство) всегда меняется быстрее надстройки (общественных институтов).
Так что ориентироваться нужно, скорее, на курсы, предлагаемые просто толковыми людьми, уже вкусившими прелесть самоновейших профессий и готовыми дополнительно зарабатывать на обучении других.
Но это, так сказать, a propos (между прочим).
Нам самим, сегодняшним взрослым, что делать, чтобы не стать лишними на рынке труда? Нам ведь еще многим работать и работать, особенно в связи с известной пенсионной реформой…
Как уже говорилось, нужно расслабиться и уйти от шаблонов мышления.
Во-первых, потому что, очевидно, однажды нам всем будет гарантирован так называемый ГБД (гарантированный базовый доход). Просто так, за здорово живешь будет даваться. Чтобы мы не воровали, не грабили, не побирались – словом, чтобы не вели социально опасный образ жизни, а вели бы себя очень даже прилично и культурно.
Представляю, как некоторые вскинулись сразу:
- Ка-а-ак! Где столько денег набраться на всех!
Так ведь роботам-то зарплату платить не надо, и содержать их не бог весть какие расходы требуются. А производительность труда их – извините, господа-товарищи! – не нам, людям, чета.
Так что пора закругляться с этой бородатой теорией господина Мальтуса о том, что на Земле продовольствия (а заодно и прочего - ресурсов, денег и т.д.) так мало, что на всех не хватит.
Теория-то эта откуда родом? Аж из века XVIII. Тогда, действительно, все добывалось трудно и производилось трудно. Сколько времени нужно было тогда, чтобы соткать отрез ткани, - и сколько сейчас? Сколько нужно было времени, чтобы засеять гектар зерновыми, - и сколько сейчас? Вот то-то!
А будет все еще легче и быстрее делаться.
И почему бы нам в таком случае не отдыхать спокойно в сторонке, пока интеллектуальные машины за нас работают? Заслужили, чай, раз придумали себе помощников и замену.
Только надо еще, чтобы этот ГБД был действительно реальным прожиточным минимумом, а не как сегодняшний МРОТ: на кое-какое питание (около 300 р/день) и полкоммуналки. Надо чтобы в него были заложены еще и медицинские услуги, и парикмахерские, и моющие средства с дезсредствами, и обувь-одежда, и техника бытовая, и культурные потребности какие-никакие тоже неплохо бы учитывать. Думается, в сегодняшней России это тысяч не меньше 20 р/месяц.
Вот и будет как в песне:
Вкалывают роботы – счастлив человек!
Напомню, что ГБД – это первая причина, почему не стоит бояться грядущей глобальной безработицы.
Вторая же в том заключается, что прогнозисты, скорей всего, увлеченно преувеличивают: предостаточно найдется еще видов деятельности, где ИИ заменить человека вряд ли удастся.
И кроме того, обязательно появится великое множество новых профессий и бизнесов.
Роботы нас выдавливают откуда? – Из сфер, связанных с элементарным жизнеобеспечением, с комфортным БЫТОМ. А на нашу долю еще остается БЫТИЕ.
Вспомните хоть ту же знаменитую пирамиду Маслоу: помимо базовых потребностей (в еде, жилье, безопасности, лечении), у человека есть еще куча других – эмоциональных, духовных, интеллектуальных, эстетических – вот они-то и составляют ВЫСШЕЕ БЫТИЕ человека.
Многие мои сограждане уже, наверное, и не знают такого понятия, популярного в советское время: с конца 1980-х годов нам не до жиру – быть бы живу, не до высших потребностей - элементарные (базовые) бы удовлетворить.
А вот придется вспоминать, если кто хочет быть востребованным в ближайшие годы и десятилетия.
Придется исследовать все извивы и закоулки человеческого сознания и подсознания, его психею (душу), чтобы улавливать все дискомфорты, потребности, изменения в потребностях. Все так же, как и на бытовом уровне, только теперь на уровне бытийном.
Вот уже появились в мире такие профессии как ОБНИМАТЕЛИ (удовлетворяют потребность одинокого человека в тактильном контакте, попросту – в человеческом тепле), ПСИХОЛОГИ ДЛЯ ИНТИМНЫХ СЦЕН (помогают актерам преодолеть моральный дискомфорт на съемочной площадке).
Возможно, вы будете смеяться, но из одной программы телеканала «Наука» я позаимствовала вот такой вот списочек странных, редких и вместе с тем абсолютно реальных профессий:
- ЛОШАДИНЫЙ СТОМАТОЛОГ,
- АССИСТЕНТ МЕТАТЕЛЯ КИНЖАЛОВ,
- МУЗЫКАНТ, ИГРАЮЩИЙ ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО,
- ДЕГУСТАТОР СОБАЧЬЕГО КОРМА,
- ЗАМАЗЫВАЛЬЩИК ТРЕЩИН НА ПАМЯТНИКАХ,
- ОЦЕНЩИК ЗАПАХА ЧУЖИХ ПОДМЫШЕК.
Сегодня это многим кажется каким-то нонсенсом, а ведь эти и куча всяких подобных занятий – профессии будущего. Есть проблема, есть люди, готовые платить за ее решение, – будут появляться и решатели. Надо только смотреть на жизнь прямо, непосредственно и мыслить нешаблонно, чтобы находить возможность быть нужным.
Что за беда, если исчезнут работы типа «бери больше – кидай дальше»? По мне, так никакой!
Плохо тем, кто мозгами не привык шевелить, для кого работа – это несколько заученных алгоритмов, которые выполняются на автопилоте.
Еще Генри Форд заметил, что самая трудная работа – думать, и поэтому мало кто ею занимается. И это точно!
С гораздо большей готовностью мы активничаем физически: пляшем, поем, показываем фокусы, занимаемся спортом, рукодельничаем. И это тоже неплохо: спрос на развлечения и авторские ручные изделия будет расти, с этим со всем вполне можно вписаться в будущее, но и конкуренция в этих сферах всегда будет высокой.
А вот спрос на людей, системно мыслящих: аналитиков всяких, прогнозистов, стратегов и креативщиков – словом, думателей, - был, есть и будет всегда огромен, потому что занимается этим только интеллектуальная элита, т.е. не более 10% населения. Очевидно, это и есть те самые 10%, которым безработица не грозит в принципе.
Честное слово, я сама сейчас себе напоминаю героя Ролана Быкова в отличном фильме о Гражданской войне «Служили два товарища». Так вот бЫковский герой - Иван Карякин - говорил, что, когда ему есть хочется, он думает о том, «какая же обещается впереди интересная жизнь». (Посмотрите фильм, кто не видел, - шикарная картина по всем статьям, один из лучших фильмов не только советского, но и мирового кино!)
А жизнь действительно «обещается» быть интересной. Правда, есть несколько «если», но о них – в отдельной статье.
А пока – в-третьих.
Мы все изнылись, что прилавки продмагов завалены сегодня не едой, а суррогатами ее и химикалиями. Вам не надоели бесконечные передачи о том, как выбирать то-сё-пятое-десятое, на каком месте в списке ингредиентов должна быть какая добавка Е, а какая вообще вредна для здоровья и ее лучше избегать (хотя возникает сразу вопрос: зачем ее тогда использовать, если она вредна)?
Почему мы должны заучивать эти бесконечные добавки (да еще всегда носить с собой лупу), быть химиками, товароведами, экспертами в разных областях, чтобы выбирать в магазине относительно безопасные продукты, и юристами, чтобы защищать свои права потребителя?
У нас море чиновников в СЭС, Роспотребнадзоре, Минздраве и прочих конторах, которые, вроде бы, должны гарантировать нам, что все, попадающее на продуктовые прилавки, можно спокойно употреблять в пищу. Иначе за что же они жалование получают!
Но нет! Не гарантируют!
Так что продовольственная безопасность требует: пора вводить ГОСТы, чтобы было так, что, если кто берется производить продовольственные товары, то производил бы он именно съедобное, полезное и питательное, а не лжееду.
Проблема в том, что, если все делать по здоровым ГОСТам, надо и животных не пичкать химией, и растения растить без ускорителей роста и созревания.
А если так, то коровушки молочка будут давать сильно меньше и период лактации у них сократится до естественного, и куры будут худее и медленнее будут расти, и урожайность овощей-фруктов-зерновых снизится. Да и рабочих рук в сельском хозяйстве, несмотря на все чудеса «Сельского хозяйства 4:0», пока еще потребуется гораздо поболее, чем теперь, когда мы рассчитываем, что нас накормят китайцы, турки, аргентинцы и иже с ними.
Вот ведь чем нас запугивают. И это в России, где море пустующей землицы, которая просится, чтобы ее облагородили. В России, где до 1940-х годов крестьянствовало абсолютное большинство населения.
Зачем, спрашивается, толкаться в городах всем ненужным промышленности?
Может, лучше последовать призыву Пушкина:
В поля, друзья! Скорей, скорей!
Продовольственную (и не только продовольственную) безопасность - свою и страны – обеспечивать, настоящие продукты производить. Пища лишней не будет. В крайнем случае будем экспортировать и подкармливать голодающие страны – мало ли таких в мире.
Нет, не зря говорится, что нет худа без добра. Благодаря пандемии стало доходить до людей, насколько опасна скученность мегаполисов и городских агломераций.
А если работать и учиться удаленно, то какой смысл вообще забиваться в «человейники»?
И пошел процесс, который радует: народ начал расползаться из городов по изрядно обезлюдевшей сельской России-матушке, к истокам, так сказать, возвращаться стал.
Это тем более логично и разумно, что научно-технический прогресс сулит нам в ближайшие десятилетия летающие автомобили, которые позволят преодолевать расстояние в 100 км за 40 минут.
Думается, он вообще исчерпал себя, процесс мегаполизации. Не только в России – во всем более-менее экономически развитом мире.
И это тем более радует, что не только продукты питания растут на земле, но и сама КУЛЬТУРА там произрастает и сохраняется – в постоянном взаимодействии с природой.
Самые продвинутые люди это уже поняли: на асфальте и бетоне не растут не только овощи, но и шедевры. Сегодняшняя ситуация в кино, литературе, музыке – лучшее тому подтверждение.
А ГБД + жизнь на земле – это уже очень мощные условия для развития творческого начала в человеке. Впрочем, этому стоит посвятить отдельную статью.