Раннее развитие – модная история. Методики "Читать раньше, чем говорить", "Математика с пелёнок" эксплуатируют представление, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше.
Но у этих методик есть серьёзные минусы.
Поговорим о раннем обучении чтению.
Что происходит, если учить читать в 2-3 года? Именно читать, то есть складывать буквы в слова.
❗ Происходит обучение механическому чтению.
То есть, ребенок воспроизводит слова, глубоко не понимая их значения, так как для неокрепшего мозга это слишком сложная задача - опознать картинку(букву) соединить её со звуком, воспроизвести звук, соединить звуки.
Обычно на этом и заканчивается, на осмысление сил уже не хватает.
Тем более, что родители остались довольны, а что ещё ребенку нужно?😊
❗ Чем это грозит в будущем?
Такое механическое, неосмысленное чтение програмирует, входит в привычку, ребёнок изначально подсознательно воспринимает процесс чтения именно как механический.
И в более старшем возрасте он может столкнуться с непониманием школьных, и не только школьных, текстов. Это трудности в обучении, необходимость много времени выделять на домашнее задание.
Я и взрослых людей встречала, которым приходится по несколько раз перечитывать абзац, что бы понять смысл сказанного, и это неглупые люди!
Конечно, есть дети, вполне готовые читать и в 3 года, но обычно ребенок созревает к этому к 6 годам.
❓ Как родителям понять, что ребёнок готов к чтению?
Внешние признаки готовности проявятся в следующем:
✅ ребёнок может беседовать о том, чего не видит непосредственно перед собой,
✅ размышлять что было или будет,
✅ в том, что у него есть интуитивное понимание фонемного строя речи. Например, малыш может назвать слова, начинающиеся с одного и того же звука, или сказать, есть ли звук «б» в слове «кабриолет».
❗ И почаще просите ребёнка пересказывать прочитанное!
Это не только контроль понимаемости текста, это развитие внимания, памяти и управления собственной речью.
Как же развивать ребёнка в младшем дошкольном возрасте? Лучше эти годы посвятить развитию эмоционального интеллекта, но это уже совсем другая тема.