Найти тему
AR.MOSCOW

Неосуществленные проекты: Ленинградская Правда

Друзья, сегодня в рубрике #неосуществленныепроекты рассказываем о проекте здания для московского отделения газеты «Ленинградская правда».

На Страстной площади (ныне Пушкинской), на том месте, где сейчас стоит старый корпус издательства газеты «Известия», изначально собирались построить контору газеты «Ленинградская правда». Конкурс был объявлен в 1924 году, здание нужно было расположить на миниатюрном участке размерами 6х6 метров рядом с еще не разрушенным Страстным монастырем.

Снимок 1927-1929 гг.
Снимок 1927-1929 гг.

По заданию требовалось “наиболее рационально разместить все необходимые для данного производственного процесса помещения и выразить в фасадах производственный и агитационный характер сооружения.”

Среди конкурсных работ новаторским замыслом выделялись проекты братьев Весниных, Константина Мельникова и Ильи Голосова.

Проект Константина Мельникова был очень смелым и необычным, благодаря использованию кинетических элементов. Конструктивную опору пятиэтажного здания составляла неподвижная ось, в ней размещались лестницы, лифт и коммуникации. Четыре верхних этажа, представляющие собой легкие каркасные застекленные конструкции, могли вращаться вокруг оси. Предполагалось, что работники "Правды" могли самостоятельно изменять положение каждого этажа. Во-первых, это позволяло создать разнообразные силуэты здания, а во-вторых, такую мобильность можно было активно применять в агитации.

Проект Голосова был в его карьере своеобразным переходным звеном от символического романтизма к конструктивистскому этапу. Его версия “Правды” представляла собой башню с восьмиконечной звездой в плане, каждый второй выступ башни выглядел как застекленный эркер, а остальные выступы имели глухие стены.

Проект братьев Весниных наиболее ярко и художественно отражает характерные черты конструктивизма, благодаря чему стал хрестоматийным примером.

Братья придумали квадратное в плане пятиэтажное здание высотой 26 м, в котором удачно сочетались новый образ общественного сооружения и динамизм газетной информации. Стабильное и подвижное противопоставлялись в четких железобетонных решетках каркаса, заполненных стеклом, и кабинах лифтов, скользящих по этим прозрачным конструкциям.

На первом этаже разместили вестибюль (гардероб и торговый киоск), на втором — читальный зал, на третьем — общую контору и контору объявлений и в двух верхних этажах — редакционные кабинеты, в подвале - отопительное оборудование. Здание завершалось ажурной надстройкой с вращающимся прожектором, луч которого в вечернее время должен был пронизывать темноту неба, подобно маяку.

Весь выходивший на Страстную площадь фасад задумывался как монументальное «мультимедийное» агитационное панно, состоявшее не только из прожектора, но и из информационных табло, установок для световой рекламы, часов.

Ни один из представленных на конкурс проектов не был реализован: идея строительства здания «Ленинградской правды» уступила место плану сооружения издательского дома газеты «Известия». Но в наши дни нет ни одного учебника по истории архитектуры, где не был бы упомянут проект братьев Весниных на здание «Ленинградской правды». Простота и рационализм нового конструктивистского метода дали отсчет принципиально новому отношению к архитектуре.

Реконструкция конкурсного проекта Весниных, масштаб 1:50. Государственный музей архитектуры им. Щусева
Реконструкция конкурсного проекта Весниных, масштаб 1:50. Государственный музей архитектуры им. Щусева

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Смотрите всю нашу подборку статей о неосуществленных архитектурных проектах Москвы.

#armos #история #архитектура #москва #конструктивизм