Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 4: "ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ БУДУЩЕГО" - "Generation Sans Futur" (1980)

Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 1: Начало - "Sangria" (1971)
PROG ISLAND21 ноября 2022
Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 2: ,,Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités” (1976, 1980)
PROG ISLAND24 ноября 2022
Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 3: Саундтрек Одиссеи - "Musique Pour L'Odyssée" (1979)
PROG ISLAND30 ноября 2022

Art Zoyd - ,,Generation Sans Futur” (1980)

Трек-лист:
1. La Ville (Gérard Hourbette) - 16:50.
2. Speedy Gonzalez (Gilles Renard) - 2:55.
3. Divertissement (Thierry Zaboitzeff) - 6:45.
4. Trois Miniatures (Alain Eckert) - 5:12.
5. Génération Sans Futur (Thierry Zaboitzeff ) - 9:40.

Состав:
- Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello.
- Alain Eckert / guitar, violin (6).
- Patricia Dallio / piano.
- Gérard Hourbette / viola, violin.
- Gilles Renard / saxophones.
- Jean-Pierre Soarez / trumpet, percussion.
- Daniel Denis / drums & percussion (3, 5).

«Молодежь стала особым классом общества» - Роже Вадим.

ИМ БЫЛО - 27.

В 1980 году двум друзьям с детства Gérard Hourbette и Thierry Zaboitzeff было по 27 лет - прекрасный возраст! Сколько много они уже успели сделать! Сколько много планов впереди! Их имена стали уже символом авангардного течения RIO.
За 9 лет они изменили группу Art Zoyd до неузнаваемости. И если кто-нибудь, слышавший лишь миньон 1971 года с двумя рок-песнями, сейчас попал бы на их выступление, то вряд ли бы он вообще сразу смог понять не только саму музыку, но и принцип музыкального мышления, отталкивающегося от академической музыки. По сути, их язык берет корни от импрессионизма Клода Дебюсси. Ведь во главу угла композитор ставил не королеву музыки - мелодию, а общее впечатление, подчас создаваемое и совсем в ее отсутствии. Вспомните фортепианную пьесу «Шаги на снегу», где образ создается при полном отсутствии мелодии, и станет во многом понятна та дорога, по которой и шли последователи знаменитого французского композитора. Конечно, во 2-й половине 20- го века было столько музыкальных «измов», что простое их перечисление займет много абзацев и уведет в сторону тему этой рецензии. Язык Art Zoyd очень разнообразен не только внутри каждого альбома, но и в сравнении их стилистики друг с другом. Если первый полноформатный дебют «Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités» был столь энергичным и пессимистичным, а последующий «Musique Pour L'Odyssée» уже, без сомнения, отклонился в сторону камерного авангардизма, то от выпущенной уже на следующий год можно было ждать чего угодно, но только не образно-стилевого повторения уже найденных дорог в RIO.

В 27 лет творческий полет композиторской мысли безграничен. Энергия, собранная в музыкальные созвучия, столь сильна, что отметает всякие, присущие зрелости и старости, сомнения в правильности своего пути. Да, так и должно быть! «Молодым везде у нас дорога»- хочется употребить здесь к месту слова известной в прошлом песни. Хотелось бы и дальше порассуждать о том прекрасном возрасте, да музыка покоя не дает: теребит, постоянно о себе напоминает обложкой лежащего перед глазами диска третьего альбома Art Zoyd «Génération Sans Futur».

«ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ БУДУЩЕГО»

Все в нашем мире имеет свойство повторяться, но уже на новом уровне. Так и третий альбом группы «Génération Sans Futur» (Поколение без будущего) можно в целом считать продолжением стилистики дебютного « Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités». Это мощная эпопея, включающая в себя шаманское ворчание Thierry Zaboitzeff, сложные временные сдвиги в доисторическую ритуальную атмосферу, снова близкую к духу Magma. Но в отличие от «Musique Pour l'Odyssée» , музыка здесь динамичная, менее атмосферная, более структурированная. Она трансформируется во внутреннее напряжении, которое останется основой неподражаемости Art Zoyd: племенное, атавистическое чувство, контрастирующее с современной классической эстетикой. На самом деле этот альбом больше склоняется к современному видению тенденций авангардности через призму стилистики RIO.

Очередная ротация состава группы для записи этого альбома очень показательна. Вновь вернувшийся гитарист Alain Eckert, пожалуй, стал одним из главных солистов, выступив еще и в роли автора одной из композиций. Прекрасная техничная клавишница Patricia Dallio с этой работы и далее станет полноправным членом ансамбля. Без нее и невозможно себе представить их дальнейшие концерты и записи. Смена саксофонистов с Michel Thomas на Gilles Renard стала положительна не только в ансамблевости духовых, но и в авторстве последнего. Конечно, хотелось бы услышать здесь кларнет Michel Berckmans, но занятость в Univers Zero не позволила ему принять участие в записи. Труба Jean-Pierre Soarez, пожалуй, может считаться настоящим украшением звуковой палитры, но она далеко не сладкоголосая, а стонущая, воющая и хрипящая от бешеной энергии, которая изливается на слушателя. Трио струнных великолепно. Gérard Hourbette все более использует альт, а в ансамбле с виолончелью Thierry Zaboitzeff и скрипкой Alain Eckert классическое начало становится решающим. Присутствие на записи перкуссиониста Daniel Denis, как и ранее, лишь фрагментарно и не играет особой роли в построении метро-ритмических рисунков. Они создаются без помощи ударных.

Art Zoyd - уникальный музыкальный коллектив. Они явно вдохновлены классическими и современными композиторами. Хотя многое в их музыке зависит от внутренней взаимосвязи между музыкантами и сочетаемостью различных партий, чтобы создать какое-то ощущение, Art Zoyd , как мне иногда кажется, играет более чем в одном измерении - в зависимости от вектора восприятия в данный момент. Аранжировочный аспект композиции очень сложен, но часто один инструмент, играющий одну ноту, поражает вас так, что вы не можете описать словами чувства,возникающие при этом.
У Gérard Hourbette и Thierry Zaboitzeff была такая космическая духовная химия и такое общее музыкальное поле, такая уверенность в том, что они делают, что каждый звуковой импульс , уловленный моим ухом, не мог иметь ни малейшего шанса быть сыгранным впустую и пройти мимо моего образного восприятия. Эти музыканты выражают свой внутренний мир, и у них потрясающая музыка, хотя большая ее часть очень отчужденная, близкая таким же единицам, как я.

Довольно часто я даю свои краткие характеристики каждому треку альбома. Сейчас же я не буде этого делать. Дело в том, что такая сложная музыка не может полноценно быть понятой сразу, нужно время и многократные погружения в эту звуковую магию, что ее составляет. Тот, кто впервые будет с ней знакомиться может встать перед дилеммой: бросить это трудное занятие или же далее пытаться понять общий замысел альбома. Не буду давать советов, все мы разные. Но напомню лишь о том, что легкое и простое, как правило, забывается очень быстро, а сложное и во-многом непонятное становиться пищей для ума, который нам и дает интеллектуальный свет в жизни. Я сам этот альбом слушал многократно. В разные года он воспринимается совершенно полярно, но всегда оставляет в моей, истерзанной вездесущей попсой, душе твердую уверенность в соприкосновении ТАЛАНТЛИВОЙ МУЗЫКОЙ. И если моя небольшая рецензия на альбом «Génération Sans Futur» сподвигнула хотя бы одного на его вдумчивое и многократное восприятие, то значит время мной потрачено не даром.

© Вадим Соседко, 2022

© Prog Island, SPb, ноябрь 2022