Найти тему
Время и календарь

Шумерский календарь

Оглавление

Календарь шумеров считается самым древним из когда-либо существовавших на нашей планете.

Шумерская цивилизация существовала в период с 4-го по 2-е тысячелетие до нашей эры в южной части Междуречья, в районе слияния рек Тигр и Евфрат и их впадения в Персидский залив. Сейчас это территория Ирака. Шумеры давно исчезли, а вот споры о возможном происхождении этого народа и поиски его гипотетических потомков среди современных наций, не утихают на протяжении последних ста лет. Человечество должно быть благодарно шумерам, как минимум, за два оставшихся после них значительнейших памятника: древнейшее в мире литературное произведение «Эпос о Гильгамеше», а также шумерский календарь, наидревнейший из когда-либо существовавших, во всяком случае, насколько этот факт считается доказанным современной наукой.

Позволим себе небольшое философское отступление, с учётом того предположения, что до шумеров календаря не было вовсе. По праву первенства изобретения календаря, шумерам следует, в таком случае, отдать и приоритет, не то, чтобы в открытии таких понятий, как «день», «месяц» и «год», но, так сказать, в «окалендаривании» этих величин. Можно ведь с уверенностью утверждать, что в случае отсутствия календаря (звучит забавно, не правда ли), дни, месяцы и годы, несомненно, должны были бы иметь несколько иной смысл, чем они приобрели, став элементами календарной системы.

День - самое очевидное из этих понятий. Восходы и заходы солнца люди наблюдают ежедневно. Суточные биологические циклы реально ощутимы и понятны почти любому. Многочисленные закономерности в живой природе, связанные со сменой дня и ночи, также вполне подвластны сознательному восприятию.

Месяц, с практической точки зрения, вещь бесполезная, так как эта единица времени могла быть обнаружена исключительно путём наблюдения смены лунных фаз. Месяц, во всяком случае, никак ощутимо не влияет ни на биологические ритмы, ни на закономерности в живой природе. Он не более, чем продукт визуального наблюдения. Вместе с тем, смена лунных фаз несёт в себе значительный эстетический элемент, который не мог не повлиять на развитие религиозно-мистических практик. Количественно месяц может быть установлен почти так же легко, как день. Но трудности уже начинают появляться, так как продолжительность лунного месяца не кратна целому числу дней, и составляет приблизительно 29,5 суток.

Что можно сказать о такой величине, как год? Это важнейшее понятие с точки зрения организации хозяйственной деятельности. Понятие года в не меньшей степени необходимо для осознания формы существования человеческого общества, как последовательности событий. При этом, понятие «год» весьма трудно (в сравнении с днем и месяцем) установить с количественной точностью – год, как известно, содержит в себе дробное количество и месяцев и дней. Кроме того, применительно к году, древним было весьма непросто установить надёжную точку отсчёта.

Одним словом, до появления календаря, эти три понятия - очевидные и интуитивно понятные «сутки», очевидный и непонятно-загадочный «месяц», а также отнюдь не очевидный и не очень понятный «год», существовали каждое как бы само по себе, до тех пор, пока календарь не собрал их воедино. Вопрос о том, как воспринимал человек различные единицы времени в докалендарную эпоху, заслуживает отдельного изучения, а пока об этом сказано достаточно.

Переходим собственно к шумерскому календарю.

Сутки у шумеров отсчитывались от захода солнца до следующего захода. В принципе, нет никакой разницы, с какого момента вести отсчёт нового дня, важен сам факт того, что точка отсчёта установлена. У шумеров это был момент захода дневного светила. Предполагается также, что шумеры начали практиковать в рамках счёта времени и разделение суток на части. Не только очевидные – тёмная и светлая части суток, день и ночь, но использовалось и более дробное деление – на четыре или на шесть частей, так называемые «стражи» – первая, вторая и так далее, которые были связаны с административно-караульными мероприятиями, то есть носили, в значительной степени, искусственный характер.

Месяц шумеры отсчитывали, как и полагается, по лунным циклам. Первым днём месяца считался день, когда лунный серп становился заметен после новолуния, или, выражаясь научно, в день неомении. Шумеры приписывали месяцу загадочные свойства, так как иногда промежуток между неомениями составлял 29 суток а иногда – 30. Шумеры были убеждены, что это происходит из-за происков злых богов, крадущих, время от времени, один день у месяца. Таким образом, нормативной продолжительностью месяца у шумеров считалось 30 дней.

Год у шумеров начинался в период разлива рек в Междуречье, что происходило обыкновенно в марте месяце. Год был разделён на 12 полных лунных месяцев, так как очевидно, что дробное число месяцев в году не могло сразу уложиться в сознании древнего человека.

Итак, нормативный год у шумеров составлял 12 месяцев по 30 дней каждый, итого 360 дней. Понятно, что при таком расхождении в продолжительности расчётного года и реального, должна была с течением лет накапливаться погрешность, связанная со сдвижкой сезонов относительно календарных месяцев. Для преодоления этой неприятности шумеры начали практиковать включение в некоторые годы добавочных месяцев, устанавливавшихся административно решением царя или жрецов.

В дальнейшем в качестве дополнительной якорной точки стали использовать день весеннего равноденствия (приходится обычно на 20 марта по современному календарю, день, когда продолжительность от рассвета до заката составляет ровно половину суток). Основной якорной точкой день равноденствия не мог стать, по причине невозможности в те времена его установления с достаточной точностью. Итак, год определялся и калибровался на основе баланса трёх величин – математической (360 дней и 12 месяцев), природной (разлив рек и начало нового земледельческого сезона) и астрономической (день весеннего равноденствия). В конечном итоге, шумеры пришли к тому, что год у них начинался весной, после первого новолуния, последовавшего за разливом рек.

В соответствии с вышеизложенным, шумерский календарь является родоначальником и типичным представителем класса лунно-солнечных календарей.

Сезонов в году было два. Год состоял из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года).

Переходим к наименованиям месяцев шумерского календаря:

1. Бараг-заг-гар-ра. «Престол святилища». Март-апрель.

2. Гуд-си-са. «Направление волов на пахоту. Апрель-май.

3. Сиг-у-шуб-ба-гар. «Укладка глины в кирпичную форму». Май-июнь.

4. Шу-нумун-а. «Посев на полях». Июнь-июль.

5. Изи-изи-гар-ра. «Зажигание огней». Июль-август.

6. Кин-Инанна. «Обряда Инанны (богиня плодородия)». Август-сентябрь.

7. Дуль-Куг. «Священный Холм». Сентябрь-октябрь.

8. Апин-ду-а. «Отпускание плуга с пашни». Октябрь-ноябрь.

9. Ган-ган-эд. «Выход Нергала (бог войны)». Ноябрь-декабрь.

10. Аб-ба-эд. «Выхода отцов». Декабрь-январь.

11. Зиз-а. «Месяц полбы». Январь-февраль.

12. Ше-гур-куд. «Жатва». Февраль-март.

Календари с различными названиями месяцев были найдены в нескольких шумерских городах. Наиболее известен календарь из Ниппура, который в начале 2-го тысячелетия до н. э. стал общим календарем юга Междуречья. Позднее ниппурский календарь был положен в основу вавилонского календаря, с тем исключением, что названия месяцев в нём были уже не на шумерском, а на аккадском языке. Произошло это после 1800 года до нашей эры при царе Хаммурапи. Затем вавилонский календарь был заимствован арамеями, и, в эпоху вавилонского пленения, – евреями.

-2

В заключение, ещё несколько слов о шумерах и шумерской цивилизации.

Обитали шумеры в низовьях Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Возникла эта цивилизация примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры, а прекратила существование – во 2-м. Во всяком случае, начиная со 2-го тысячелетия до нашей эры, народонаселение этих территорий, которые включают бывшие государства Шумер и Аккад, носит название вавилонян.

Шумеры занимали южную и центральную часть Южной Месопотамии. К Шумеру относились города Южной Месопотамии, расположенные южнее города Ниппур. Города располагались вдоль русел Тигра и Евфрата, а также их притоков и отдельных каналов. К основным городам Шумера, кроме Ниппура, относят Шуруппак, Урук, Ларса, Ур, Адаб, Умма, Ларак, Лагаш. Соседями шумеров были: государство Аккад в более северной части Междуречья, и Элам – к востоку, на территории современного Ирана.

Изучать шумерскую цивилизацию начали в конце 19 века, когда в результате раскопок на юге Месопотамии было обнаружено множество памятников шумерской цивилизации, в том числе, письменных. Как наука, шумерология официально оформилась в 1905 году. Наиболее известные исследователи: французы Ю.Опперт, Э.Сарзек и Ф.Тюро-Данжен; немцы А.Пёбель и А.Фалькенштейн, американец С.Крамер. Русские ученые-шумерологи: М.В.Никольский, А.И.Тюменев, И.М. Дьяконов, В.К.Афанасьева, В.В.Емельянов.

-3

©2022

Литература

Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. 1999.

Кра­мер С. Н. Шу­ме­ры: Пер­вая ци­ви­ли­за­ция на Зем­ле. 2010

Куртик Г.Е. Измерение времени и календари в Древней Мессопотамии (Шумерский период).

Дьяконов И. М. Основы хронологии Вавилонии и Ассирии.

Дьяконов И. М., Дандамаев М. А., Лившиц В.А. Месяцы в древней Азии // Э. Бикерман. Хронология древнего мира. 1975.

Тюменев А. И. Государственное хозяйство Древнего Шу­мера. 1956

Вайман А. А. Древнейшие письменные и изобразитель­ные свидетельства об астрономических знаниях в Шумере и Эламе / / Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. 1998.

Cohen M.Е. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. 1993

Englund R. K. Administrative Timekeeping in Ancient Mesopotamia // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1988.

Gomi T. The Calendars of Ur and PuzriS-Dagan in the Early Ur-III Period // Acta Sumerologica 1. 1979.

Yamamoto Sh. The «Agricultural Year* in Pre-Sargonic Girsu-Lagash / / Acta Sumerologica 1. 1979.

Ссылки

1. Википедия

2. Wikipedia En

3. Большая Российская энциклопедия

4. Шумеры. Ранняя история Зодиака

Нумерология современного Китайского календаря
TIME2 декабря 2022

©2022