Найти тему

Мастер класс для педагогов «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

Оглавление

Автор: Токмакова Анна Алексеевна, педагог-психолог
Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Цель:

Создание дидактической сказки.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методом сказкотерапии;
  • Видами сказок;
  • Создать дидактическую сказку

Дополнительные материалы:

Карандаши, ручки, бумага, проектор , музыкальное сопровождение.

Этапы проведения:

  • Приветствие (настройка на работу);
  • Основной этап (практика);
  • Заключительный этап (рефлексия).

Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего мастер класса «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

Что такое сказкотерапия и почему этот метод наиболее эффективен для реализации воспитания и обучения.

Но перед началом работы, я предлагаю небольшое упражнение на релаксацию, для того, чтобы настроиться на нужный рабочий лад!

(Звучит спокойная музыка, с помощью проектора на экран транслируются фотографии дикой природы под звуки природы).

Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся на природе, мы чувствуем, как ветер ласкает наше лицо, звуки природы, помогают нам расслабиться…

Небо над нами голубое и чистое, мы чувствуем как тепло разливается по всему телу, тревога и напряжение покидают наше тело. Мы видим животное перед собой. Какое это животное? Попробуем повторить за ним движения. Что это животное пытается нам сказать, показать?

Возвращаемся назад! Раз.. Два… Три… Открываем глаза.

Основной этап. Все мы в детстве, а кто-то и сейчас любили сказки. Сказка-уникальный инструмент, с помощью которого можно транслировать и закреплять знания и навыки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. (согласно официальному определению понятия сказкотерапии на википедии)

Сказки бывают разные:

1. Дидактические сказки, помогают усвоению новых знаний, умений и навыков. Отличить такую сказку можно по заданиям, которые используются в конце для закрепления новой информации или на протяжении всей сказки.

Психологическая сказка- история, цель которой влиять на личностное развитие с помощью метафор и ярких сказочных образов.

2. Психокоррекционная сказка-сказка, которая поможет поменять негативные установки для слушателя, В таких сказках показывают 2 способа разрешения проблемы: эффективный и неэффективный.

3. Психотерапевтическая сказка-не стоит её, пожалуй, путать с психокоррекционной, хотя, на первый взгляд они могут быть довольно похожи. Они затрагивают глубинные проблемы слушателя и проработать их. Травмы, обиды, и другие психологические проблемы, основная задача сказки-оказание поддержки и эмоциональной помощи.

4. Медитативная сказка- сказка-аэропорт перед вылетом к медитации, у таких сказок может не быть сюжета , а повествование складывается исходя из чувств и внутренних ощущений.

Сегодня мы попробуем составить дидактическую сказку.

Для начала мы создадим образ места где будут происходить наши сказочные события. Я предлагаю 2 способа по желанию: можно нарисовать или просто описать.

Придумываем проблемную ситуацию, которую наш герой должен будет решить. Какой урок он должен будет усвоить.

Придумываем образ героя. Нужно постараться приблизить образ героя характеристиками к образу клиента, который приходит к нам с запросом. В нашем случае это ребенок, который обладает теми или иными характеристиками. При работе в группе, можно предложить детям создать-нарисовать аватары своих героев.

Помещаем героя в проблемную ситуацию.

Находим выход из проблемной ситуации.

Важно понимать причину, которая привела к проблеме.

Возможные причины:

Привлечение внимания;

Переживание травматических событий;

Высокая тревожность или наличие страхов.

Проживание чувства обиды.

Итд.

Начнем сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и фломастеры.

Создаем образ места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь придавать значительное внимание деталям.

(педагоги рисуют под релаксационную музыку)

Отлично! Локация дла сказки готова.

Придумаем образ героя. Можно проговорить вслух его основные качества и характеристики. Внимание внешним деталям тоже важно уделить, чтобы поспособствовать созданию проекции на героя.

Также создадим героя помощника (Герой помощник это дополнительный персонаж, помогающий главному герою проходить испытание.

В некоторых случаях можно создавать образ злодея, который может ассоциировать негативные качества главного героя и быть инициатором проблемной ситуации.

Мы можем рисовать детали нашей сказки, а можем просто прописывать.

Создаем проблемную ситуацию.

Находим решение, придавая действию противоположное действие.

Разберем на примере сказки «конёк-горбунок»

Локация сказки, сказочное королевство.

Главный герой Иван-дурак.

Герой помощник Конёк-горбунок.

Трудности, с которыми встречается герой (непринятие в обществе-отвергнут семьей и другие испытания)

Решение проблемы: принятие себя, вера в себя, дружба, преодоление страхов.

Начнем сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и фломастеры.

Создаем образ места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь придавать значительное внимание деталям.

(педагоги рисуют под релаксационную музыку).

Разбор получившихся сказок.

Заключительный этап:

Заполнение анкеты-опросника «Впечатления от мастер-класса»,

рефлексия.

Спасибо за внимание!