Кому Кодекс об административных правонарушениях России не писан?
У депутатов Заксобрания из фракций КПРФ и «Яблоко» возникло желание дополнительно защитить себя от административного преследования, введя для этого в федеральный Кодекс об административных правонарушениях норму о том, что депутатов региональных парламентов можно привлекать к административной ответственности только с согласия прокурора субъекта Федерации. То есть, предусмотреть для них особый порядок возбуждения дел об административном правонарушении.
С одной стороны, логика в таком предложении имеется. Представлявший поправку в закон депутат-коммунист С. Андруневич заявил, что сегодня нормы КоАП используются порой с целью преследования депутатов по политическим мотивам. И в качестве примера привёл конкретно себя и республиканское отделение компартии.
Его версия события такая. Он, депутат парламента Карелии, поздравил петрозаводчан с 9 Мая и из-за этого, как нарушитель КоАП, нарвался на штраф в 500 тысяч рублей, выплачивать который будет, естественно, не он лично, а республиканское отделение компартии, которую он представлял на мероприятии, обращаясь к слушавшим его петрозаводчанам.
Тут, мягко выражаясь, что ни слово то лукавство. Правда лишь то, что выступление действительно состоялось по случаю 9 Мая. А дальше нужно делать поправки. На площади Ленина в Петрозаводске коммунисты провели в День Победы несанкционированный митинг. Перед собравшимися коммунистами выступил первый секретарь Петрозаводской организации КПРФ С. Андруневич.
Полицейские квалифицировали мероприятие как митинг (лидер петрозаводских коммунистов при выступлении даже пользовался громкоговорителем). Потому составление протокола на парторганизацию об административном правонарушении было законным. Первый секретарь столичного отделения КПРФ С. Андруневич нарушил закон. Обоснован и штраф (нарушена была ч. 2 ст. 20.2 КоАП).
О размере штрафа говорить сложнее: насколько он мотивирован? 500 тысяч рублей за семь минут выступления Андруневича на несанкционированном митинге – многоватым кажется. Хотя, с другой стороны, полумиллионный штраф присудили рескому компартии потому, что это было уже не первое подобное правонарушение. Так что первый секретарь Петрозаводского отделения КПРФ С. Андруневич невольно предстал в качестве злостного нарушителя закона, за рецидив и сумму вздули коммунистам. Штраф выплачивать рескому КПРФ придётся, а может быть он уже и оплачен.
Если б действовала норма закона о том, что нарушения КоАП, совершённые депутатами парламента, должны проходить верификацию прокурора Карелии, то возможно история с наказанием коммунистов за проведение несанкционированного митинга до сих пор рассматривалась бы в судах.
И тут ведь можно ещё и в статусах запутаться. Гражданин С. Андруневич в качестве кого на площади выступал? В тот момент он был в роли первого секретаря столичной парторганизации? Или депутатом Заксобрания РК? Или и то, и другое вместе взятое надо учитывать? А если правильный ответ – последнее допущение, то в таком разе должна ли на него распространяться норма о депутатском иммунитете?
Плохой пример нашёл депутат Заксобрания Карелии С. Андруневич в обоснование позиции фракции КПРФ, выступающей за особый порядок привлечения депутатов парламента к административной ответственности за правонарушения.
P.S. Комитет по законности и правопорядку Законодательного собрания Карелии не поддержал инициативу депутатов из фракций КПРФ и «Яблоко».
Анатолий Цыганков