У Манао с самого начала есть постоянный стек. Мы не гонимся за модными фреймворками, потому что хорошо зарекомендовали себя на рынке по части Битрикса, и нас знают именно по нему. Накинем пару причин, почему мы остаемся верны этому направлению.
- Изучение нового стека — большие денежные траты для компании. Чтобы сотруднику изучить новый стек, надо потратить время на обучение. Затем найти под него проект. Если нет релевантного опыта, новый стек продается только с большим дисконтом.
А у бизнеса в то же время всегда стоит вопрос: заработок или инвестиции.
В случае с новым стеком приходится выдергивать сотрудника из текущей работы и переводить его в направление инвестиций. Также сотрудник банально может покинуть компанию. Чтобы вырастить новый отдел, нужно выделить минимум 2 человека, а это еще затраты х2. Появляется цепочка: продавать стек не можем, потому что он на этапе создания. Когда обучение пройдено, нужен новый проект. Проект с junior-разработчиками можно продать только по дисконту. Когда инвестиции окупятся — большой вопрос.
- Хайповые технологии — всегда риск. Есть трендовые технологии: они очень быстро появляются и также молниеносно исчезают. Нет смысла на хайповых технологиях строить свой бизнес, легко прогореть, да и для клиента это будет стоить космических денег.
На битриксе средняя цена часа будет ниже в три раза, чем на новый стек. В новых стеках нет никакой документации, все сырое, поэтому действуешь как слепой котенок. Чревато это сырым продуктом, а потом и негативом клиента.
- Шлифовка технологий в стеке. Мы пришли к тому, что те технологии, которые у нас являются локомотивом, нужно шлифовать до идеального уровня, а потом смотреть в сторону других технологий.
В позапрошлом году мы пришли к React, а в прошлом — к Laravel и Symfony.
Выбирали новые фреймворки в наш стек, исходя из востребованности и возможностей плавной интеграции. В React можно было перевести наших верстальщиков
- Желание программистов переобучаться. Ну и, конечно же, сложно обучать Laravel и Symfony людей, которые “не хотят”.
Судя по опросам, многие хотят перейти на новый стек, но уже непосредственно к изучению доходят не так много.
В крупных продуктовых компаниях специалистам дают зеленый свет, и они несколько месяцев изучают технологии, чтобы в будущем применять их на собственных продуктах. Компании, которые заточены на аутсорсинг, не могут позволить себе такие траты.
Мы упираемся в то, что junior готов к активному развитию, а middle, уже теряет запал.
Справедливо отметить, что есть ребята, которые думают иначе. Кто-то «засиделся» в Битриксе и хочет попробовать что-то другое. У таких сотрудников есть внутренняя мотивация.